В 2019 году, по сравнению с предыдущим годом, число преступлений в Вооруженных силах Армении сократилось на 18,5%, а показатель их раскрываемости остался высоким - 97%. Эти данные на проведенном генеральным прокурором РА Артуром Давтяном совещании представил военный прокурор Ваге Арутюнян.
Несмотря на тенденции сокращения числа преступлений в прошлом году, за первые месяцы 2020 года в вооруженных силах Армении и Нагорного Карабаха в мирных условиях уже скончались восемь военнослужащих, двое из них, согласно официальной версии, совершили самоубийство.
На протяжении многих лет занимающаяся проблемами Вооруженных сил правозащитница Жанна Алексанян удивлена тем, что Генеральная прокуратура выступила с таким заявлением в том случае, когда всего за несколько дней скончались пятеро военнослужащих.
«Они представили так, как будто и Министерство обороны, и Генеральная прокуратура проводят просто идеальную работу, сократилось число преступлений, преступления раскрываются, и в особенности сделали акцент на раскрываемости. Значит, это подтверждает слова премьер-министра о том, что внутри [системы] есть сопротивление», - в беседе с Радио Азатутюн подчеркнула правозащитница.
В распространенном Генпрокуратурой сообщении отмечается: «Анализ показал, что в особенности случаи, обусловленные насилием, а именно, проявление со стороны военнослужащих ненадлежащего отношения к предусмотренным уставном взаимоотношениям, являются следствием желания показать свое кажущееся преимущество или подчеркнуть такое преимущество, создать в ходе службы более благоприятные для себя условия, а также нежелания приспосабливаться к военной дисциплине и стремления руководствоваться уличными нравами».
«Не может в армии произойти инцидент со смертельным исходом, который не был бы результатом определенных упущений, это я формулирую как теоретически абсолютную истину, Другой вопрос, какой степени это упущение, степени дисциплинарного нарушения, степени преступления или результат просто халатного отношения», - во время совещания сказал генеральный прокурор.
Артур Давтян подчеркнул, что, несмотря на позитивные тенденции сокращения числа преступлений, одним из приоритетов этого года становится более чем активная работа по предупреждению таких преступлений, устранению способствующих им условий и причин. По его словам, в этих рамках будет проводиться неустанная борьба за искоренение в армии проявлений, характерных для криминальной субкультуры.
В ходе совещания генпрокурор подчеркнул, что по любому тяжкому преступлению будут также расследоваться действия должностных лиц, ответственных за их предотвращение и раскрытие, и будет осуществляться строгий контроль в отношении выполнения вышеупомянутых указаний.
Согласно анализам, фиксируются случаи, когда преступления являются следствием преступлений и других правонарушений, совершенных офицерским составом, таких как различные проявления неуставных отношений, совершенные по отношению к военнослужащим их сослуживцами, представителями младшего и старшего офицерского состава.
Генеральный прокурор поручил прокурорам организовать прием тех лиц, которые в ходе расследования не подтверждают свои предварительно сообщенные сведения.
«Я оцениваю это как угрозу. Вы знаете, что совершивших военные преступления доставляют в Военную полицию, где этих солдат обрабатывают, они пишут требуемые от них показания. А затем в суде они меняют свои показания. По всей вероятности, речь идет об этом, что они должны прийти на прием и объяснить, почему изменили показания. Они объясняют в суде, что к ним применялось насилие, что их там запирали на много дней», - подчеркнула Жанна Алексанян.
Правозащитница напоминает об уголовных делах, возбужденных по случаям гибели военнослужащих, которые были квалифицированы как самоубийства, однако они выяснили, что это были убийства.
«У нас есть неопровержимые факты и доказательства того, что это не были самоубийства. Но ничего не меняется, нет никаких подвижек. Так что это очередное заявление, в которое никто не поверит», - заявила Жанна Алексанян.