Ссылки доступа

Генпрокуратура представила подробности по делу главы КС Грайра Товмасяна


Здание Генпрокуратуры Армении в Ереване
Здание Генпрокуратуры Армении в Ереване

Решением генерального прокурора Артура Давтяна, Г.Т. [Грайр Товмасян], который с 17 декабря 2010 года по 3 апреля 2014 года занимал должность министр юстиции, привлечен в качестве обвиняемого по расследуемому в Специальной следственной службе уголовному делу, говорится в сообщении Генеральной прокуратуры.

Согласно Генпрокуратуре, в рамках следствия установлено, что Г.Т, будучи проинформированным по должности о порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 91 закона «О нотариате» и наличии у двух нотариусов права на безвозмездное использование территории, являющейся местом их деятельности, являясь ответственными за обеспечение нотариальной деятельности, с целью получения права собственности на указанную территорию, из корыстных побуждений и вопреки интересам службы в 2012-2013 гг., вместе с начальником соответствующей инспекции Министерства юстиции РА, который находится с ним в родственных отношениях, и используя полномочия по осуществлению контроля за деятельностью нотариусов, посредством вмешательства в профессиональную деятельность и угрозы увольнения, препятствовал реализации права нотариусов на безвозмездное использование указанной территории, после чего завладел территорией под именем другого человека.

Затем посредством действующих в его подчинении должностных лиц, используя зависимое состояние двух нотариусов, в октябре 2013 года он достиг с ними договоренности о сдаче в аренду помещения по явно не выгодной им цене. В итоге от каждого из них до апреля 2014 года Г. Т. ежемесячно получал арендную плату в размере 800 тыс. драмов, что в общей сложности составило 11,2 млн драмов, говорится в сообщении пресс-службы Генпрокуратуры.

Кроме того, согласно Генпрокуратуре, в феврале 2012 года Г. Т. с помощью вышеперечисленных методов вмешивался в управление действующей на принципе самоуправления профессиональной некоммерческой организации нотариусов - Нотариальной палаты Армении, принуждал председателя палаты арендовать для нотариальной палаты фактически принадлежащее ему недвижимое имущество на определенных им условиях. Не имея альтернативы, исходя из зависимого положения, в заведомо невыгодных для учреждения условиях 20 февраля 2012 года глава палаты заключил договор об аренде недвижимости, согласно которому за арендную плату в 300 тыс. драмов ежемесячно арендовал не годившееся для офисных нужд помещение, благоустройство которого было завершено на 50-80%. При этом, до аренды нотариальной палатой территория сдавалась за 50 тыс. драмов, затем за 85 тыс. драмов.

В результате Г.Т. до расторжения договора об аренде в октябре 2014 получил от Нотариальной палаты арендную плату в размере 10 млн 20 тыс. драмов. В целях создания рабочих условий для обеспечения нормальной деятельности нотариальной палаты были проведены внутренние отделочные работы, на которые из бюджета Нотариальной палаты было потрачено 2 млн 467 тыс. драмов.

Таким образом, Г.Т. инкриминируется злоупотребление должностными полномочиями по двум эпизодам, вызвавшим по неосторожности тяжкие последствия, при соучастии с группой должностных лиц, из корыстных побуждений.

«Исходя из вышеизложенного и принимая за основу часть 6 статьи 9 конституционного закона «О Конституционном суде», по решению генерального прокурора от 26 декабря 2019 года, Г.Т. привлечен в качестве обвиняемого по делу, возбужденному на основании части 2 статьи 308 Уголовного кодекса РА (два эпизода).

В тот же день решение направлено в орган, осуществляющий производство, для предъявления обвинения Г.Т. в установленном порядке. Предварительное следствие по уголовному делу продолжается.

«Правовая необходимость преодоления усложненной процессуальной процедуры привлечения в качестве обвиняемого отсутствует»

Принимая во внимание «различные озвучиваемые необоснованные обвинения, связанные как с функциональной неприкосновенностью председателя Конституционного суда Армении, так и с получением согласия Конституционного суда для возбуждения уголовного преследования», Генпрокуратура считаем необходимым отметить следующее:

«Согласно части 3 статьи 164 Конституции, уголовное преследование в отношении судьи Конституционного суда в связи с осуществлением им своих полномочий может возбуждаться только с согласия Конституционного суда. То есть, Конституция с изменениями 2015 года, в отличие от Конституции с изменениями 2005 года, устанавливает для судьи Конституционного суда исключительно функциональную неприкосновенность.

Согласно части 1 статьи 4 Уголовно-процессуального кодекса Армении, производство по уголовным делам регулируется тем уголовно-процессуальным законом, который действует соответственно во время дознания, предварительного следствия или рассмотрения дела в суде. Иными словами, порядок уголовного производства, в том числе круг прав и обязанностей участников судопроизводства, процедуры реализации этих прав и гарантии их обеспечения в плане объема и содержания устанавливаются действующим во время осуществления данного производства законом. Исключение предусмотрено только в тех случаях, когда порядок судопроизводства меняется только после инициирования производства, и в отличие от действующего в момент инициирования производства закона, права участников судопроизводства устраняются или ограничиваются, или их состояние ухудшается другим образом.

Занимающему в настоящее время должность председателя Конституционного суда Г.Т. инкриминируются предполагаемые преступления, которые были совершены в период его пребывания на посту министра юстиции Армении, то есть в 2010-2014гг.

Хотя в момент назначения Г.Т. членом Конституционного суда действовала Конституция 2005 года, однако уголовное дело по факту предположительно совершенных в 2010-2014гг. и инкриминируемых последнему преступлений было возбуждено в августе 2019 года, то есть после вступления в силу положения о функциональной неприкосновенности судьи Конституционного суда – Конституции с изменениями 2015 года. Следовательно, учитывая, что Грайру Товмасяну инкриминируются деяния, которые не связаны с его полномочиями члена Конституционного суда или председателя Конституционного суда, отсутствует правовая необходимость преодоления усложненной процессуальной процедуры привлечения в качестве обвиняемого, предусмотренной статьей 164 Конституции Армении».

XS
SM
MD
LG