Ссылки доступа

Лусине Акопян считает протокол Венецианской комиссии «пропагандистским трюком»


Представители бывшей власти сегодня с утра наводнили Facebook текстами протокола 119-й сессии Венецианской комиссии о проходящих в Армении процессах.

Этот протокол не опубликован на официальном сайте Совета Европы, он стал доступен общественности благодаря общественной организации «Правовой путь», распространившей заявление, согласно которому в Венецианской комиссии не считают разумной игру слов «судья» - «член» Конституционного суда. Положение, предусматривающее срок полномочий состава Конституционного суда (ст.213 Конституции РА) в Венецианской комиссии считают «ясным» и «бесспорным».

По мнению представителя общественной организации «Правовой путь», бывшего председателя Комиссии по этике высокопоставленных должностных лиц Сирануйш Саакян, это сигнал действующей власти. «Я считаю, что этот и подобные документы являются очень ценным инструментом для власти, чтобы, выслушав профессиональные точки зрения, она могла развивать страну в правильном направлении», - в беседе с Радио Азатутюн отметила Саакян.

О кризисе Конституционного суда 20 июня в Национальном собрании заявил новоизбранный судья КС Ваге Григорян. Он обосновал это тем, что является одним из двух избранных судей в Конституционном суде, а все остальные, включая председателя КС Граира Товмасяна, имеют статус члена, а не судьи. Согласно измененному в 2018 году конституционному закону, решения КС принимают судьи, между тем, семеро из состава КС имеют статус членов и, по мнению Григоряна, не обладают подобными полномочиями. Ваге Григорян в тот день заявил, что идет в КС с полномочиями председателя.

Представитель общественной организации «Европа права», адвокат Лусине Акопян утверждает, что на заседании Венецианской комиссии были зафиксированы утверждения бывшего члена КС Вардана Погосяна. Согласно веб-сайту Венецианской комиссии, членами комиссии от Армении являются Вардан Погосян и бывший председатель Высшего судебного совета, а до этого многолетний председатель КС Гагик Арутюнян.

«В протоколе отражены позиции назначенных Республикой Армения членов Венецианской комиссии. По нашим сведениям, в этом заседании, которое состоялось 21-22 июня, участвовал Вардан Погосян, и, следовательно, это то, что Вардан Погосян представил в Венецианской комиссии», - сказала Лусине Акопян.

Согласно протоколу, в результате обсуждений с прибывшей из Европы делегацией власти Армении признали, что всеобщее ветирование действующих судей не является ни необходимым, ни полезным. Прибывшая из Европы делегация и власти Армении согласились с тем, что вместо ветирования следует усилить дисциплинарные процедуры, увязав их с системой декларирования доходов и имущества. По словам Сирануйш Саакян, это прелюдия к ожидаемому заявлению, власть должна сделать выводы и пойти по правильному пути.

«Этот документ представляет большую ценность, потому что он отражает профессиональную, консолидированную точку зрения экспертной группы, и эти обсуждения будут более целенаправленными, если мы попытаемся понять, почему сформировалась эта профессиональная точка зрения. В конце концов, Венецианская комиссия имеет пользующийся большим авторитетом экспертный состав», - отметила Саакян.

Адвокат Лусине Акопян подчеркивает, что это не мнение Венецианской комиссии, это прозвучавшие на сессии мнения, комиссия уполномочила своего председателя следить за развитием ситуации, связанной с Конституционным судом, и в случае целесообразности выступить с публичным заявлением, которое пока сделано не было.

«Если мы посмотрим, кто распространяет это заявление, то здесь не остается сомнений, что это именно является пропагандистским трюком бывшей власти», - добавила Акопян.

По мнению депутата фракции «Процветающая Армения» Наиры Зограбян, это жесткая реакция, о которой она еще раньше предупредила своих коллег от власти.

«Во время июньской сессии в Страсбурге я беседовала с различными экспертами Венецианской комиссии и передала свои опасения нашим властям, призвав их не делать этого, не пытаться развязать этот клубок вокруг Конституционного суда путем политического прессинга, оценка будет жесткой. Один из моих коллег из фракции «Мой шаг» мне ответил, что мнение одного-двух экспертов Венецианской комиссии еще не является общим мнением Венецианской комиссии», - отметила Зограбян.

Этот документ стал предметом бурных дискуссий с той точки зрения, что он стал доступен широким кругам общественности. «Как этот документ стал в первую очередь доступен представителем бывшей власти, если понятно, что он доступен лишь ограниченному числу людей и защищен паролем?» - спрашивает Лусине Акопян.

«Он не мог просто так оказаться в руках представителей бывшей власти, не будучи публичным документом», - утверждает Акопян.

Позже к протоколу Венецианской комиссии обратилось Министерство юстиции, заявив, что вызывает недоумение тот факт, как содержание доклада с ограниченной доступностью стало доступным кругу лиц, односторонне спекулирующих на этом вопросе.

Касаясь процесса ветирования, Минюст заявил: «Министерство юстиции твердо придерживается своего подхода, согласно которому в основе реформы судебной системы будет лежать усовершенствование и реформирование института декларирования имущества, доходов, расходов, интересов судей и эффективное внедрение и применение объективных механизмов оценки добропорядочности и имущественного положения судей». Поэтому в этом смысле нет никакого разрыва между сделанными ранее заявлениями и докладом Венецианской комиссии».

XS
SM
MD
LG