Ссылки доступа

Готовятся материалы о возможных злоупотреблениях при распределении квартир в Гюмри


Здание на одной из центральных улиц Гюмри, пострадавшее во время землетрясения 1988 года.
Здание на одной из центральных улиц Гюмри, пострадавшее во время землетрясения 1988 года.

Прокуратура на основании заявления подготавливает материалы о возможных злоупотреблениях, имевших место в процессе распределения квартир в Гюмри после землетрясения 1988 года. Об этом Радио Азатутюн сообщил прокурор Ширакской области Карен Габриелян.

Заявление представил директор фонда «Гюмри без времянок» Мгер Хачатрян, который утверждает, что, когда он участвовал в процессе подсчёта временных домиков, у него под рукой оказалась база данных, в результате изучения которой он выяснил, что за одну разрушенную во время землетрясения квартиру было предоставлено шесть квартир, либо одно и то же лицо получило три квартиры.

«За разрушенную квартиру по тому же самому адресу государство предоставило шесть квартир совершенно разным людям, не имеющим между собой ничего общего. Их фамилии, имена, отчества никак друг с другом не связаны. Почему предоставили, если эти люди не потеряли квартиру, не имеют никакого отношения к данному адресу, почему они от государства получили квартиру?» - отметил Мгер Хачатрян.

Хачатрян говорит, что он публикует только факты, очевидно свидетельствующие о том, что в процессе распределения квартир имело место злоупотребление. Он располагает как минимум 70% базы и уверен, что при изучении оставшихся 30% также будут выявлены случаи злоупотребления.

Распределение квартир в разное время осуществлялось различными структурами: сначала мэрией, затем областной администрацией, а в последние годы, до упразднения, Министерством градостроительства.

По официальным данным, во время землетрясения в Гюмри разрушилось 20 тысяч 600 квартир, была построена 21 тысяча квартир.

Если квартира была предоставлена семье, не потерявшей квартиру, это свидетельствует о нескольких преступлениях, считает адвокат Айк Арутюнян.

«Это злоупотребление должностным положением, подделка документов, даже присвоение государственного имущества незаконным путем, за этот период могут быть выявлены коррупционные риски. Естественно, мы понимаем, что если все это имело место и будет доказано, то здесь есть признаки преступления… если были должностные лица, которые подписались под этими документами, естественно, здесь также будут коррупционные риски», - подчеркнул Айк Арутюнян.

Поскольку основные разоблачения касаются 1990-х годов, здесь возникает вопрос срока давности: как он будет решен с правовой точки зрения. Тем более не исключено, что данное недвижимое имущество уже, возможно, было несколько раз перепродано либо лицо, которому квартира была предоставлена, уже умерло.

«Срок давности, конечно, в случае уголовных преступлений, к примеру, в случае подделки документов составляет пять лет, и те лица, которые совершили подделку документов, на основании срока давности не будут привлечены к ответственности. Но здесь есть две точки зрения: если доказываем по Уголовному кодексу, что имело место преступление, однако лицо не привлекается к ответственности на основании срока давности, это в дальнейшем даёт нашему государству право обратиться в суд с гражданским иском и потребовать, чтобы право собственности на эту недвижимость, которая незаконным путём перешла определённым лицам, было признано недействительным», - сказал адвокат.

Мгер Хачатрян, занимаясь подсчётом временных домиков, точно знает, в каком статусе живёт семья в каждом домике. Число семей, потерявших квартиру и не получивших компенсацию, согласно Хачатряну, превышает тысячу. Он добавил, что именно вместо этих семей владельцами квартир стали те, кто не потерял жильё во время землетрясения.

Мгер Хачатрян также изучил заключения комиссии по демонтажу временных домиков и выяснил, что есть случаи, когда домик по факту до сих пор существует, но по документам он считается демонтированным.

«В документах четко видно, кто их подписал, кто был членом комиссии. Зачем подписали, в конце концов, если подписываешь, ты несешь ответственность», - отметил он.

На вопрос Радио Азатутюн, сколько таких домиков существует, Хачатрян ответил: «У меня есть официальные факты о десятке адресов».

XS
SM
MD
LG