Представители защитника прав человека (омбудсмена) Армении вчера посетили содержащегося в уголовно-исполнительном учреждении «Вардашен» Шанта Арутюняна. Согласно сообщению, распространенному офисом омбудсмена, Шант Арутюнян представил вопросы, касающиеся своего освобождения. В офисе омбудсмена изучаются возможные варианты решения.
Между тем, адвокат Шанта Арутюняна, приговоренного к 6 годам лишения свободы за инициированную им в 2013 году «революцию ценностей», Инесса Петросян представила точку зрения своего подзащитного. По ее словам, Арутюнян считает, что, осудив его, суд вынес незаконное решение, и ожидает, что при новой власти прокуратура обжалует приговор суда.
«Шант Арутюнян считает, что после бархатной революции прокуратура должна подать жалобу, обжаловать этот незаконный судебный акт, поскольку он был вынесен под влиянием тогдашних властей, и по части Шанта Арутюняна должен быть вынесен оправдательный судебный акт», - сказала Радио Азатутюн адвокат Шанта Арутюняна.
5 ноября 2013 года лидер партии «Цегакрон» Шант Арутюнян и его товарищи с площади Свободы в Ереване начали «марш анонимусов», который на проспекте Маштоца перерос в столкновения с полицией. Шант Арутюнян и его товарищи были арестованы и приговорены к тюремным срокам по статье о хулиганстве.
По делу «5 ноября» были осуждены 14 человек. До сих пор в заключении остается лишь Шант Арутюнян. Его сын Шаген Арутюнян, который также был осужден по этому делу, отмечает, что по оценке многих правозащитных организаций его отец является политзаключенным, однако новой власти не хватает смелости его освободить. По мнению Шагена Арутюняна, оправдательный вердикт его отцу, имеющему антироссийскую ориентацию, может создать проблемы для властей Армении.
«Да, Никол Пашинян отличается от Сержа Саргсяна многими моральными качествами, да, Никол Пашинян в отличие от Сержа Саргсяна имеют моральный облик, да, он хотел бы освободить Шанта Арутюняна, поскольку, в конце концов, они вместе прошли определенный путь борьбы, а в день событий 1 марта на трибуне остались только Никол Пашинян и Шант Арутюнян, все ушли. Почему он не должен хотеть его освободить? Но он ответственен не только перед своей совестью, перед правительством и народом, но и перед Россией», - сказал Шаген Арутюнян.
Правозащитница Жанна Алексанян не согласна с Шагеном Арутюняном. По ее словам, новые власти Армении своим образом действий не давали оснований для подобных предположений. «Мы также не видели, чтобы власти вели себя как подданные, подобно прежним властям, которые были подданными России, российских властей, что доходило до степени рабской покорности. Я не считаю, что правительство Никола Пашиняна оставляет такое впечатление, что не может освободить Шанта Арутюняна», - сказала правозащитница.
В то же время, Алексанян считает дело Шанта Арутюняна несправедливо забытым. Она отмечает, что одной из причин является то, что Арутюнян должным образом не поднял вопрос своего освобождения. «Шант Арутюнян - классический политзаключенный, и он должен быть освобожден. Я действительно призвала бы власти, правительство, Никола Пашиняна признать, что они оказались невнимательны по отношению к Шанту», - продолжила Жанна Алексанян.
По утверждению сына лидера «Цегакрон», находясь в заключении, Шант Арутюнян не может реализовать свое конституционное право участвовать в политических процессах. Адвокат Арутюняна говорит, что у них также есть право на обжалование, однако они не хотят им воспользоваться. Требование Арутюняна состоит в том, чтобы именно прокуратура обжаловала «незаконный приговор суда».
Из прокуратуры пока официальной реакции в связи с этим вопросом не последовало.