Россия отвела войска из Африна, где турецкая армия начала военную операцию против курдов, которые сражались с "ИГ". Об этом стало известно еще в субботу, а в понедельник, 22 января, глава российского МИДа Сергей Лавров предложил позвать представителей курдов на диалоги сирийского национального конгресса в Сочи.
По словам Сергея Лаврова, США всячески мешают этому процессу, поддерживают сепаратистские настроения курдов и вооружают сепаратистов, "полностью игнорируя деликатный характер и региональные измерения курдской проблемы".
Анкара в понедельник усилила наступление, а президент Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что не отступится от операции, которая проводится с согласия союзников – в том числе России.
Турция назвала эту операцию "Оливковая ветвь". Ее цель – разбить вооруженные формирования в районе Африна, где проживают полтора миллиона сирийских курдов. По данным Демократических сил Сирии, в Африне погибли 18 местных жителей, в том числе женщины и дети, еще более двадцати ранены.
Сирийские курды ответили ракетным обстрелом приграничных турецких городов Килис и Рейнхаллы. Там вечером в воскресенье погиб один человек, более 40 получили ранения. По данным агентства Northern Syrian Observatory, партию переносных зенитных ракетных комплексов курдским отрядам самообороны поставили США – официально Вашингтон это не подтверждает.
На прошлой неделе США объявили о подготовке так называемых сил пограничной безопасности и планах по размещению на границе с Турцией около 30 тысяч бойцов из числа курдов и сирийских повстанцев.
Анкара, которая считает курдских повстанцев террористами, пригрозила военной операцией. И в субботу привела угрозу в действие. А в воскресенье – когда на улицах турецких городов полиция жестко разгоняла антивоенные демонстрации – президент Реджеп Тайип Эрдоган выступил на митинге своих сторонников в Бурсе, где прямо обвинил в поддержке террористов главного партнера по НАТО.
Москва призвала Турцию к сдержанности и уважению суверенитета и территориальной целостности Сирии. И также обвинила в разгорающемся конфликте Вашингтон.
В сирийском конфликте Москва последовательно поддерживала курдов. Но перед началом турецкой операции самоустранилась от конфликта, выведя из Африна свои подразделения.
Не хочет ссориться с Анкарой и Вашингтон. Пентагон заявил, что Турция заранее сообщила о планировавшейся операции. А в НАТО действия Турции назвали самообороной и ответом на террористические угрозы.
Турецкие вооруженные силы воюют с курдами, которые входят в отряды самообороны и местную демократическую партию, их Анкара считает опасными сепаратистами, готовыми провозгласить независимое государство. А до этого те же курдские военные бок о бок с российскими войсками сражались с экстремистами, но при этом воевали и с силами Асада, которого Россия, наоборот, поддерживает.
Какую территорию сейчас контролируют курды и смогут ли ее удержать, Настоящему Времени объяснил арабист, обозреватель журнала "Новое время" Иван Яковина.
— Есть ли у курдских повстанцев шансы создать хотя бы квазигосударство в результате этого конфликта, сейчас, после серьезного военного вмешательства Турции?
— Я думаю, да, есть, потому что американцы именно на этом и настаивают, это давняя цель США – сделать какое-то подобие федерации по иракскому образцу, чтобы у сирийских курдов было свое квазигосударство.
— Когда турецкий министр обороны заявляет, что армия собирается всего лишь сделать коридор безопасности шириной в 30 километров от турецкой границы вглубь сирийской территории, означает ли это, что на этом турецкие военные остановятся?
— Сложно сказать сейчас, потому что они вообще-то наступают не только со стороны именно турецкой границы.
— Не только на Африн.
— Нет, они наступают только на Африн, но они, в том числе наступают и с территории Сирии, которую турецкие войска заняли еще больше года назад, когда они продвигались, брали города Дабик, Эль-Баб и так далее. Территория, на которой они стоят, расположена к востоку от Африна. То есть Турция сейчас с запада и с севера, а к востоку от Африна стоит еще и турецкая армия на территории Сирии, то есть они со всех сторон идут.
Но проблема в том, что Эрдоган обещал быструю и победоносную операцию, но пока ничего не выходит. Количество жертв исчисляется десятками, и за несколько дней турецкая армия, вторая по численности в НАТО, продвинулась всего лишь на несколько километров. Это явно не тот результат, на который рассчитывала Турция.
— Иван, наверное, надо объяснить нашим зрителям, вдруг кто-то не знает, почему, собственно, турецкие власти и турецкая армия так обеспокоены курдской проблемой в Сирии и в Ираке. В двух словах, если можно.
— Турция очень боится, что у курдов появится свое жизнеспособное государство или даже хотя бы квазигосударство, что даст очень плохой, с точки зрения Турции, пример ее собственным курдам, и ее собственные курды захотят такого же, то есть начнется сепаратизм, такая цепная сепаратистская реакция, которая перекинется на Турцию.
— Как ты думаешь, в каких-нибудь кабинетах каких-нибудь генштабов существуют границы этого государства и заходят ли они на территорию нынешней Турции?
— Я не знаю, у меня нет доступа к секретным документам генштабов, но в принципе более-менее эти границы известны, любой курд с радостью их покажет кому угодно. Другой вопрос, что даже демонстрация таких границ будет преступлением, причем не только в Турции, но и в Сирии, и в Иране, и в Ираке, потому что это прямой сепаратизм.
— Будет ли честно с точки зрения курдов считать, что Россия их бросила или не выполнила какие-то свои обещания в Африне? Или все же Россия им ничего не обещала?
— А их сейчас бросили и россияне, и американцы, и даже сирийская правительственная армия. Поэтому у курдов такая, мне кажется, судьба, их всегда все предают, и этот случай не исключение, к сожалению.
«Настоящее время»