Бывший генеральный прокурор Армении, а ныне представитель Армении в Европейском суде по правам человека Геворк Костанян подтверждает свое заявление годичной давности относительно «Сасна црер», которое, кстати, согласно СМИ, стало причиной его отставки.
Напомним, что в прошлом году, когда члены вооруженной группы «Сасна црер» захватили территорию полка патрульно-постовой службы (ППС) полиции в Ереване, Геворк Костанян в эфире телекомпании «Шант» заявил, что члены группы могут избежать уголовной ответственности, если сложат оружие и сдадутся властям.
Отметим, что заявление с аналогичным содержанием распространила тогда и Служба национальной безопасности (СНБ).
На вопрос, почему поощрительные статьи Уголовного кодекса не были распространены на сдавшихся правоохранителям членов «Сасна црер», Геворк Костанян подчеркнул, что для ответа на этот вопрос нужно понять, действительно ли в их действиях не было другого состава преступления.
«Я процитировал действующие на тот момент статьи Уголовного кодекса, и вы сейчас сами можете открыть и посмотреть статьи 218 и 219 УК, где четко установлено все то, что я буквально процитировал в эфире. Речь идет о следующем: в случае, если совершившие преступление лица освобождают захваченное здание или заложников и если их деяния не содержат другого состава преступления, то они не подвергаются уголовной ответственности, - в беседе с Радио Азатутюн сказал Костанян и продолжил: - Теперь смотрите, гипотетически представим, что какая-то группа захватывает какое-то здание, берет заложников, предположим, в отношении этих заложников применяются пытки, им наносятся тяжелые травмы, затем заложников отпускают».
На замечание, что в данном случае случаев пыток не было, а по делу об убийствах обвиняются лишь два человека, против остальных членов группы обвинение в убийстве не выдвинуто, и вопрос, почему эта поощрительная статья не была распространена на остальных членов группы, Костанян ответил: «Я думаю, что этот вопрос должны поднять адвокаты: если они считают, что в деяниях этих лиц нет другого состава преступления, то почему в отношении них уголовное преследование по этой части не прекращено. Я не могу давать оценку по этому поводу».
Напомним, вооруженная группа удерживала территорию полка ППС в течение 15 дней, после чего сложила оружие и сдалась властям. За этот период погибли трое полицейских.
Отметим, что статья 218 УК, которая касается взятия заложников, имеет поощрительный пункт, а именно: «Лицо, отказавшееся от своих требований и добровольно освободившее заложника, освобождается от уголовной ответственности, если его действия не содержат иного состава преступления». Тот же поощрительный пункт имеется и в статье 219 (Захват зданий, строений, средств транспорта, сообщения или связи): «Лицо, отказавшееся от своих требований и добровольно освободившее захваченное, освобождается от уголовной ответственности, если его действия не содержат иного состава преступления».
По поводу того, почему эти поощрительные статьи не были распространены на членов «Сасна црер», адвокат Павла Манукяна и его сына, Арама Манукяна, Инесса Петросян сказала, что более 30 членов группы обвиняются по разным статьям. В частности, те лица, которые 30 июля сложили оружие и сдались правоохранительным органам, к примеру, Варужан Аветисян, Арег Кюрегян, Араик Хандоян и другие, не обвиняются в захвате зданий-строений. Вместо этого им предъявлена статья о захвате заложников. Орган предварительного следствия утверждает, что взятых в заложники врачей члены группы освободили не добровольно. Между тем, адвокат возразила на это, что влачи свободно ходили по территории полка, даже ездили на велосипеде.
«Следственный орган в фабуле обвинения отмечает, что они не добровольно освободили врачей, а что врачи Сальвадор Хечоян Малина Акопян и Норайр сами вышли, им удалось выйти. Но материалы уголовного дела говорят о другом, то есть, здесь должны были действовать нормы 218 статьи, и подобное обвинение не должно было быть предъявлено. Во-первых, начнем с того, что перед ними не стояла задача взять заложников, всего лишь была задача предоставить медицинскую помощь, потому что на территории полка ППС были раненые. Как отмечают сами врачи, они там всего лишь дежурили. Они свободно общались, даже один из врачей ездил там на велосипеде, объезжал территорию», - сказала Петросян.
Что же касается других членов группы: Павла Манукяна, его сына, Арама Манукяна, Армена Ламбаряна и других – всего 7 человек, которые еще до того, как группа сдалась властям, с различными огнестрельными ранениями были доставлены в больницу, то они, наоборот, обвиняются по статье о захвате зданий-строений.
Инесса Петросян убеждена, что и в этом случае нет никакой логики, поскольку никто не может сказать, что они не сдались бы.
Таким образом, хотя в дни захвата территории полка ППС представители власти призывали «Сасна црер» сдаться, обещая не привлекать их к уголовной ответственности, однако членам группы были предъявлены такие обвинения, которые не позволяют применить поощрительные пункты. И даже если бы эти пункты были применены, все равно, было предъявлено такое обвинение – хищение оружия, которое не имеет поощрительного пункта. Получается, что «Сасна црер» все равно подверглись бы уголовному преследованию.
Между тем, адвокат Инесса Петросян отмечает, что те лица, которые не обвиняются в убийстве троих полицейских, сегодня должны были быть на свободе, пользуясь предоставленными Уголовным кодексом возможностями. Однако, по ее словам, получилось так, что членов «Сасна црер» просто ввели в заблуждение.