После переизбрания президента Армении Сержа Саргсяна на должность председателя правящей Республиканской партии Армении (РПА) представители партии не уточняют, продолжит ли Серж Саргсян возглавлять власть в стране после 2018 года, когда истекает срок его президентских полномочий.
В субботу на 16-ом съезде РПА Серж Саргсян заявил, что в случае победы Республиканской партии на парламентских выборах 2017 года премьер-министр Карен Карапетян продолжит возглавлять правительство.
В «Воскресной аналитической программе с Тамразяном» в эфире «Азатутюн ТВ», касаясь вопроса о том, останется ли Карапетян на должности премьера и после 2018 года, когда истечет срок президентских полномочий Сержа Саргсяна и в стране начнет действовать парламентская система правления, заместитель председателя РПА Армен Ашотян сказал: «Он не временный человек, он не тот, кто в краткосрочной и видимой перспективе покинет Армению. Что касается Вашего первого намека, конечно, все временно, и с этой точки зрения нет политической должности, у которой не было бы конечного срока. Каким будет конечный срок: сегодня судить о событиях середины 2018 года, думаю, слишком преждевременно. Но очевидно, что с приходом Карена Карапетяна Республиканская партия усилилась».
На замечание о том, что Серж Саргсян в интервью телекомпании Al Jazeera не исключил, что в конечном итоге может стать премьер-министром страны, Ашотян ответил: «Для того чтобы говорить о таких долгосрочных прогнозах, следует учитывать один важнейший факт: у нас ожидаются парламентские выборы 2017 года. В результате этих выборов будет сформирован парламент, и парламент сформирует правительство. Конечно, важно, будет играть Месси в ближайшем матче «Барселоны» или нет, но важно, чтобы «Барселона» вышла в финал Лиги чемпионов».
На вопрос, кто в данном случае является Месси – премьер-министр Карен Карапетян или президент Серж Саргсян, зампред РПА ответил: «Думаю, в данном случае президента можно сравнить с главным тренером».
Еще до проведения конституционного референдума звучала обеспокоенность, что власти меняют основной закон страны, превращая Армению в парламентскую республику, по той причине, что действующая Конституция запрещает одному лицу более двух раз подряд избираться на должность президента страны, что означает, что Серж Саргсян после 2018 года должен передать власть другому. Между тем, парламентская республика теперь дает возможность Саргсяну править непрерывно, став премьер-министром.
Видимо, в ответ на эти опасения в апреле 2014 года, еще до проведения конституционных изменений, президент Саргсян публично заявил: «Я официально заявляю, что я, Серж Саргсян, больше никогда не буду выдвигаться на пост президента Республики Армения. Если в результате окончательных обсуждений будет выбран путь, не соответствующий моему желанию, я имею в виду парламентскую модель, то я не буду претендовать и на должность премьер-министра. Я даже уверен, что один человек не должен больше двух раз в своей жизни претендовать на то, чтобы встать у руля власти в Армении».
Спустя 2,5 года после этого заявления, в прошлом месяце, когда по результатам референдума Армения уже находится на пути к парламентской форме правления, президент Саргсян в интервью телекомпании Al Jazeera не исключил, что после предстоящих парламентских выборов займет должность премьер-министра. «Я считаю подобные разговоры преждевременными. Это сродни тому, если мы начнем говорить о приготовлении рыбы, в то время как она еще в воде. Хочу сказать, что в следующем году у нас пройдут парламентские выборы. И чтобы я мог рассматривать подобный вариант, наша партия должна, как минимум, получить на выборах очень хорошие голоса», - сказал Саргсян.
Сегодня на встрече с журналистами Армен Ашотян сказал: «Республиканская партия по степени внутрипартийной демократии сегодня является самой демократической партией, я вас уверяю». Он даже провел сравнение с канцлером Германии Ангелой Меркель: «Говорят об избрании руководителя партии. Серж Саргсян возглавляет Республиканскую партию с 2007 года. Ангела Меркель возглавляет Христианско-демократический союз Германии с 2000 года».
На вопрос, не странно ли, что на многотысячном съезде РПА, которая провозглашает себя демократической партией, все без исключения проголосовали одинаково, не было даже одного выступления с критикой руководства партии, а на пост председателя партии был выдвинут лишь один кандидат – Серж Саргсян, Ашотян ответил: «Мы разработали и представили все вопросы. То же самое касается и устава, это разработанный документ. То же касается резолюции. Помните, президент сказал, что в резолюцию еще могут быть внесены изменения редакционного характера, надеюсь, сегодня я подведу итоги... Мы работаем. И здесь нет ни самоцели, ни интриги. И здесь нет ни вопроса авторитаризм, ни формального установления плюрализма. Абсолютно не стоит задача сделать шоу».