Ссылки доступа

Гагик Благодетель


Несмотря на любовь Гагика Царукяна к армрестлингу и трогательную привычку говорить о себе в третьем лице, его рано списывать со счетов
Несмотря на любовь Гагика Царукяна к армрестлингу и трогательную привычку говорить о себе в третьем лице, его рано списывать со счетов

ПРАГА---Гагик Царукян, олигарх и покровитель спортсменов с амбициями армянского Иванишвили, решил вернуться в большую политику. После того как в феврале 2015 года он со скандалом ушел, президент Армении Серж Саргсян вовсе не стеснялся в выражениях, назвав его «человеком с ограниченными умственными возможностями». Несмотря на любовь Гагика Царукяна к армрестлингу и трогательную привычку говорить о себе в третьем лице, его рано списывать со счетов: он обладает внушительными административными и финансовыми ресурсами. Как его возвращение повлияет на расклад предстоящих парламентских выборов и кому выгодно усиление «Процветающей Армении»? Мы говорим об этом с политологом, директором армянского Института международных отношений и безопасности и членом Совета старейшин Еревана Степаном Сафаряном.

Катерина Прокофьева: Чего нам ожидать от заявлений (Гагика) Царукяна, прежде всего? Если он возвращается, то что это значит и делается ли это по соглашению с президентом Армении?

Степан Сафарян: Я думаю, что это в интересах президента Армении, потому что данные развития в Армении показали, что все-таки политическое управление обществом «неполноценно», т.к. оппозиционные силы очень ослабились и общественная поддержка не только властвующих партий, но и оппозиционных партий очень ослабилась. В этом контексте, конечно, летние события, связанные с «Сасна Црер», показывали, что президент и властвующая партия могут иметь серьезные проблемы из-за таких непредсказуемых акторов или вспышек. Раньше, до этого, властвующая элита и президент как-то управляли обществом через такие подставные политические партии, как «Процветающая Армения». Сейчас ее позиция ослабилась после известных событий в феврале 2015 года, когда противостояние между Гагиком Царукяном, его партией и Сержем Саргсяном дошло до кульминации и президент заявил, что Гагик Царукян является злом в политическом поле и должен уйти. После этого Гагик Царукян сам сделал заявление, что уходит и не собирается возвращаться в политику.

Гагик Благодетель
please wait

No media source currently available

0:00 0:11:35 0:00
Прямая ссылка

Но после этого события последнего года показывали, что Республиканская партия без поддержки «Процветающей Армении», я бы сказал, лжеоппозиционной, не может управлять и сохранить политическую стабильность в стране, потому что возникают непредсказуемые акторы, как «Сасна Црер» и другие, и из-за этого правящая партия сталкивается с серьезными проблемами. Я думаю, что в преддверии парламентских выборов 2017 года сам президент заинтересован в возвращении Гагика Царукяна в политическую жизнь, но Гагик Царукян недавно дважды заявил, что его должны очень попросить, чтобы он вернулся, и он вернется, если в этом будет необходимость. Я думаю, что это был мессидж, скорее всего, Сержу Саргсяну, что он хотя бы должен удовлетворить интересы Гагика Царукяна. Я могу предполагать, о чем идет речь. Наверное, речь все-таки идет о том, чтобы после парламентских выборов или во время парламентских выборов «Процветающая Армения» имела возможность занять второе место, как раньше.

Насколько президент Серж Саргсян согласен с этим условием, я пока не могу сказать, потому что никаких, даже косвенных знаков по этому поводу нет на сегодняшний день. Но я думаю, что главное условие Гагика Царукяна касается второго места в политическом спектре, как это было в 2012 году. С другой стороны, хотя Серж Саргсян заинтересован в возвращении Гагика Царукяна в т.н. конструктивной роли, но он еще и опасается того, что история может повториться, когда Гагик Царукян стал центром консолидации для псевдооппозиционных и даже оппозиционных сил и бросил серьезный вызов правящей элите. Чем это завершится, – пока рано говорить, но однозначно и Гагик Царукян заинтересован в возвращении, но на своих условиях, и Серж Саргсян заинтересован в том, чтобы Гагик Царукян вернулся в конструктивной роли.

Катерина Прокофьева: А можем ли мы говорить тогда об усилении влияния (Роберта) Кочаряна, ведь Царукян был связан с ним?

Степан Сафарян: Это усиливает не только позиции Роберта Кочаряна, но и России. Давайте не будем забывать, что Гагик Царукян и его партия были очень доверительными для России, и сам квартет, который сформировался в 2014 году, был, скорее всего, проектом России. Там, конечно, и Роберт Кочарян имел свои интересы, потому что он был намерен взять от Сержа Саргсяна власть, но у него это не получилось. А для России этот проект был важен тем, чтобы не допустить второго «Майдана» в Армении в период, когда Армения является кандидатом в члены Евразийского союза. И, как я уже неоднократно сформулировал, цель этого проекта, где роль Гагика Царукяна была ключевой, – предотвращение каких-то проевропейских демонстраций, т.н. оккупирования площади Свободы, чтобы никто не поддержал отношения между Арменией и Европой.

На самом деле они осуществили свою роль. Я могу привести очень много заявлений, которые они сделали со сцены на площади Республики, когда просто запретили другим говорить о внешнеполитических вопросах, о Евразийском союзе, высказываться против России и т.д. Это было продиктовано именно членами партии «Процветающая Армения», и это было в интервью Гагика Царукяна российскому изданию, что в Армении не надо допускать никакого «Майдана» и т.д. Т.е. все-таки этот проект означает, как вы сказали, и усиление позиции Роберта Кочаряна, и России.

Катерина Прокофьева: Каков его кредит у населения, вообще? Вот эти митинги у его дома, где вроде как общественность просит его вернуться, – насколько готовы к его камбэку в обществе?

Степан Сафарян: Вообще-то, общество нуждается в деньгах – оно заинтересовано в благотворительных акциях и помощи Гагика Царукяна. Но после известных событий 2015 года, когда Гагик Царукян сам заявил об уходе, это, конечно, оставило негативное впечатление, и я не думаю, что сегодня многие будут связывать надежды с Гагиком Царукяном как инструментом для смены власти. Я думаю, что сейчас общественная поддержка будет немного слабее, чем это было раньше, потому что раньше муссировались слухи, что якобы через Гагика Царукяна будет возможно взять власть из рук карабахцев. Эти слухи муссировались и в 2007-м, и в 2012 году. Во времена этого квартета, где «Процветающая Армения» и Гагик Царукян играли ключевую роль, тоже как-то усиливались эти надежды на то, что, вот, Гагик Царукян является той силой, через которую можно избавиться от нынешних правителей в Армении. Я думаю, что он не смог сделать абсолютно ничего, потому что отказался пойти дальше, и сам недавно оправдывал это тем, что он не хотел, чтобы была пролита кровь. Я думаю, что на этот раз он не будет посылать такие мессиджи обществу, т.к. знает их последствия, и будет намного осторожнее по этому поводу. Это значит, что радикальная часть общества все-таки не может связывать с ним надежды на изменение власти.

Радио «Эхо Кавказа»

XS
SM
MD
LG