Радио Азатутюн побеседовало со специальным представителем ЕС по вопросам Южного Кавказа и кризиса в Грузии Гербертом Зальбером.
«Радио Азатутюн»: Г-н Зальбер, сегодня мы узнали, что азербайджанские вооруженные силы вчера незадолго до полуночи предприняли попытку диверсионного проникновения в Карабахе. По данным армянской стороны, азербайджанцы понесли потери. Вы были проинформированы об этом инциденте?
Герберт Зальбер: Нет, я слышу об этом от Вас, это очень прискорбно. После напряженности, зафиксированной на линии соприкосновения, а также на межгосударственной границе весной, ситуация была относительно спокойной. Мы надеемся, что эта спокойная ситуация будет преобладать, поскольку это одна из гарантий мирных переговоров.
Радио Азатутюн: Г-н Зальбер, учитывая звучащие с обеих сторон заявления, можем ли мы сказать, что переговорный процесс зашел в тупик? Как вы знаете, недавно Азербайджан заявил, что никогда не согласится на независимость Карабаха, а армянская сторона квалифицировала это заявление как самообман. Можем ли мы сказать, что все это говорит о тупиковой ситуации?
Герберт Зальбер: Конечно, переговорный процесс находится на сложном этапе, но, учитывая имеющуюся у нас информацию, я не квалифицировал бы ситуацию как тупиковую. Считаю, что люди ведут переговоры, руководители обеих сторон ведут переговоры, я также заметил, что страны-сопредседатели Минской группы ОБСЕ прилагают много усилий, так что у меня есть веские причины верить, что переговоры продолжаются. Считаю, что мы должны проводить различие между самими переговорами и публичными заявлениями, которые делаются с различными целями.
Радио Азатутюн: Кстати, президент Азербайджана около недели назад заявил, что Баку заставляют признать независимость Нагорного Карабаха. Оказывается ли в настоящее время давление на стороны?
Герберт Зальбер: Я не знаю, откуда такое утверждение, я не могу это объяснить, поскольку никто не находится под давлением с целью признать что-то.
Радио Азатутюн: Г-н Зальбер, какие предложения сегодня лежат на столе переговоров? Поскольку идут разговоры о том, что стороны отклонили так называемые «предложения Лаврова».
Герберт Зальбер: Если хотите знать, какие предложения лежат на столе, Вы должны спросить об этом у сторон, которые с ними знакомы. Мы, как Евросоюз, не знакомы. Мы можем только попросить, чтобы нам предоставили информацию. Я надеюсь, что стороны в один прекрасный день раскроют то, какие предложения лежат на столе и что обсуждалось.
Радио Азатутюн: Но Вы слышали о «предложениях Лаврова»?
Герберт Зальбер: Это разговоры.
Радио Азатутюн: Г-н Зальбер, сопредседатели в конце этого месяца собираются посетить регион. Можем ли мы сказать, что они привезут с собой новые предложения?
Герберт Зальбер: Новые предложения от сопредседателей? У меня нет больших ожиданий. Как Вы правильно заметили, предложения лежат на столе, они обсуждались летом, здесь нет сомнений. И я уверен, что если сопредседатели в ближайшее время посетят регион, эти предложения будут обсуждаться и, возможно, будут также изменены, но это зависит от них.
Радио Азатутюн: Г-н Зальбер, в регионе имеет место широкомасштабная милитаризация, во время апрельской войны мы были очевидцами роста технических возможностей азербайджанской стороны, в то же время и армянская сторона в сентябре продемонстрировала ракетный комплекс «Искандер». Можем ли мы сказать, что стороны готовятся не к миру, а к войне?
Герберт Зальбер: Мы наблюдаем сильную милитаризацию региона на протяжении десятилетий, так что это не новость. Мы знаем, что стороны в военном плане, несомненно, очень хорошо подготовлены, это то, что мы должны учитывать, когда оцениваем ситуацию в регионе. Мы хотим надеяться, что, несмотря на такую сильную милитаризацию, мы можем найти мирное решение проблемы.
Радио Азатутюн: Я также хочу поговорить о роли Турции. Как Вы знаете, министр иностранных дел России Сергей Лавров на прошлой неделе сказал, что Турция может сыграть положительную роль в урегулировании карабахского конфликта. Разделяете ли вы этот подход?
Герберт Зальбер: Я не уверен, правильный ли это подход. Решение проблемы должны найти стороны, только после этого можно говорить о том, что могут сделать другие.