В этот понедельник, 26 сентября, в Азербайджане пройдет референдум о внесении изменений в конституцию страны. Новый основной закон укрепит власть президента Ильхама Алиева и его семьи.
Вопросы референдума
Референдум включает в себя целых 29 поправок к многочисленным главам азербайджанской конституции, которая вступила в силу после голосования в 1995 году. Ее меняли уже дважды – в 2002 и 2009 годах.
Голосующим не нужно говорить "да" или "нет" всему пакету поправок. Они могут выбрать, какие поправки одобрить, какие отклонить.
Самое важное из предложенных изменений – продление срока президентских полномочий с пяти до семи лет. Нынешний глава страны, 54-летний Ильхам Алиев, занимает пост президента с 2003 года, переняв его у больного отца. Его нынешний президентский срок должен закончиться в 2018 году.
Другая поправка предполагает создание двух вице-президентских постов. Оба вице-президента будут назначаться и увольняться президентом. Первый вице-президент станет вторым человеком в стране. В случае если президент будет не в состоянии выполнять свои обязанности, именно к нему (или ей) перейдут президентские полномочия, а не к премьер-министру, которого назначает парламент.
Только если первый вице-президент будет не в состоянии выполнять свои обязанности, президентские полномочия перейдут к премьер-министру.
Еще одна поправка уполномочивает президента назначать досрочные президентские выборы и распускать, если дважды за год законодатели объявили вотум недоверия правительству или отклонили президентских кандидатов на пост глав Конституционного суда, Верховного суда или в правление азербайджанского Центрального банка.
Минимальный возраст кандидата в президенты (сейчас — 35 лет) предлагается отменить, а возраст для избрания в законодательную власть понижен с 25 до 18 лет.
Другая поправка ограничит право на свободу собраний, сделав его зависимым от "общественного порядка и морали". Голосование за эту поправку будет проходить на фоне обвинений азербайджанского правительства в активизации репрессий против его критиков, что делает и без того плохую ситуацию с правами человека в стране еще хуже. Правозащитные группы говорят, что десятки правозащитников, политических и гражданских активистов и журналистов были арестованы или посажены в тюрьму по политически мотивированным обвинениям в последние годы.
Еще одна предлагаемая поправка предоставит чиновникам более широкие полномочия в экспроприации частной земли в интересах "социальной справедливости и эффективного использования земли". Это вызывает страх, что должностные лица, которые и так имеют значительную свободу в вопросах частной собственности, смогут злоупотреблять своей властью еще больше. В прошлом чиновники в Баку и других городах вступали в конфликт с гражданами страны. В начале сентября некоторые жители Баку протестовали против городских чиновников, которые разрушили их дома без уведомления и компенсации.
Кроме того, одна из поправок позволяет лишать людей азербайджанского гражданства "в соответствии с законом".
"Стабильность и демократия"
Должностные лица Азербайджана поддерживают поправки, предложенные на референдуме, ссылаясь на укрепление стабильности и демократии. В то же время оппозиция и другие критики утверждают, что поправки лишь усилят авторитарную власть правительства.
Председатель Центральной избирательной комиссии Мазахир Панахов заявил, что референдум "направлен на защиту стабильности" отчасти якобы потому, что страна "развивается быстро, и уровень жизни людей улучшается". Заместитель премьер-министра Али Ахмадов заявил, что поправки могут улучшить "политическую систему и управление".
Вице-спикер парламента Зияфет Асгаров сказал, что референдум поможет "укрепить государственную власть и обеспечить права свободы человека на более высоком уровне".
Член правящей партии "Новый Азербайджан" Сиявуш Новрузов утверждает, что продление президентского мандата имеет смысл ради того, чтобы избежать проведения выборов три года подряд – в 2018, 2019 и 2020 годах.
"Статус-кво или хуже"
Однако критики утверждают, что предложение правительства о внесении изменений в конституцию (сразу после неудачной попытки переворота в соседней Турции) на самом деле приведет к консолидации и продлении срока власти Алиева и его семьи.
Али Керимли, председатель Партии народного фронта, называет референдум "попыткой обеспечить конституционную поддержку существующей де-факто неограниченного власти семьи и укреплению авторитаризма".
"Этот референдум служит лишь для укрепления президента как института и ослабления всех ветвей правительства" – сказал бывший депутат Игбал Агадзе, который возглавляет независимую политическую партию "Надежда".
"Похоже, что нынешний режим не считает существующий закон достаточно авторитарным или таким, который позволил бы установить монархию, – сказал Ариф Хаджили, глава оппозиционной партии "Равенство". – Поэтому он и решил изменить Конституцию".
Прошлое как предсказатель будущего?
По одной из версий пост вице-президента был введен специально для жены Алиева Мехрибан, возглавляющей Новую азербайджанскую партию, или для их 19-летнего сына Гейдара.
В прошлом в Азербайджане уже проходили конституционные референдумы, которые благодаря фальсификациям обернулись выгодой для семьи Алиевых. Еще в 2002 году тогдашний президент Гейдар Алиев провел референдум, который обусловил переход власти к премьер-министру, если глава государства уйдет в отставку или будет не в состоянии оставаться на посту. Вскоре Алиев-старший, пробывший к тому времени у власти уже десятилетие, назначил своего сына премьером и ускорил процесс передачи власти Ильхаму.
Уже в 2009 году Алиев-младший инициировал еще один референдум об отмене ограничений президентских сроков, и смог переизбраться третий раз в 2013 году.
Усиление репрессий
Правозащитные организации обвиняют власть Азербайджана в новой волне репрессий, чтобы заставить критиков референдума замолчать.
Несколько активистов подверглись преследованиям, были задержаны, арестованы и/или оштрафованы за агитацию против голосования или по подозрению в связях с живущим в США проповедником Фетхуллахом Гюленом, которого Анкара обвиняет в организации попытки военного переворота в Турции.
"Мы боимся, что сейчас начинается новая волна подавления гражданского общества и оппозиции, которая напрямую связана с референдумом", – говорится в заявлении Ане Тусвик Бонде из фонда "Дом прав человека" от 16 августа.
Как минимум три члена оппозиционных групп были мишенью правоохранительных органов в августе.Исполнительный секретарь Республиканского альтернативного движения Натиг Джафари был арестован по обвинению в незаконном предпринимательстве и злоупотреблении властью. Его освободили 9 сентября. Двух других членов движения приговорили к административному аресту по обвинению в сопротивлении полиции. Тем временем, члену продемокартического молодежного движения N!da Эльгизу Гахраману предъявлено обвинение в хранении наркотиков. Он получил четыре месяца предварительного заключения. Несколько членов оппозиционной партии "Народный фронт" находятся под административным арестом или в предварительном заключении.
Власть также преследовала политического активиста Бахтияра Гаджиева, которого оштрафовали на 100 манатов ($61) за "мелкое хулиганство". 18 сентября ему не позволили покинуть страну для участия в конференции ОБСЕ по правам человека. Позже, официальные лица назвали это технической ошибкой.
"Спорт за права", международная кампания, которая привлекает внимание к нарушениям прав человека в Азербайджане, считает обвинения против активистов политически мотивированными и призвала к их немедленному и безусловному освобождению. Новые преследования "происходят на фоне и без того плачевной ситуации с правами человека в Азербайджане", говорится в заявлении от 18 августа.
"Государство по-прежнему полностью доминирует средства массовой информации, а журналисты, критикующие [власть], работают в атмосфере страха, – заявляет "Спорт за права человека". – Чрезмерные ограничения присутствуют в гражданском обществе, в значительной мере препятствую возможности независимых НКО работать".
В Баку проходят немногочисленные митинги, на которых протестующие призывают к отмене референдума и демократическими реформам. Полиция задерживает некоторых из этих демонстрантов.
«Настоящее время»