Бывшие министры иностранных дел Армении в беседе с Радио Азатутюн сообщили некоторые подробности переговорного процесса по карабахскому урегулированию.
«Я попытаюсь в какой-то мере раскрыть скобки, но не полностью. Полностью раскрывать не стану, потому что переговорный процесс пока идет. Та точка зрения, что Азербайджан просил и умолял об установлении перемирия, неверна, это не так, обе конфликтующие стороны, речь идет об армиях, о вооруженных силах, обе стороны были обессилены», - в беседе с Радио Азатутюн сказал Ваан Папазян, возглавлявший внешнеполитическое ведомство Армении с 1993-го по 1996 годы.
С 1996-го по 1998 годы пребывавший на посту министра иностранных дел Армении Александр Арзуманян убежден, что компромиссы обязательны и неизбежны. «Речь не о возвращении территорий, речь о том, что конфликт решается на основе компромиссов, взаимных уступок. Обе стороны должны пойти на какие-то уступки, в каких-то разумных пределах. И говорить, что без каких-либо уступок [конфликт] будет разрешен, означает выбрать войну. Мы можем вести переговоры вокруг признания независимости Нагорного Карабаха, после чего можно уже разработать весь тот пакет, который был в Казани, Мадриде, до того и пр.», - сказал Арзуманян.
Дело не в Мадридском и не в Казанском документе, убежден Вардан Осканян, в 1998-2008 годы бывший главой МИД Армении. «Никто не давал согласия на Мадридский документ, мы шли на переговоры, имея в уме очень четкую позицию: без независимости Нагорного Карабаха или полного самоуправления, без уточнения этого вопроса и 100-й убежденности в том, что это станет реальностью, мы не были готовы говорить о территориях», - сказал Осканян.
Собеседники Радио Азатутюн признались, что сегодня вряд ли бы согласились вновь занять должность министра иностранных дел, сославшись на различные причины.
«Я питаю настоящее уважение ко всем моим коллегам и даже в некоторых случаях у меня с ними дружеские отношения. Напомню Вам, что и Вардан Осканян, и Александр Арзуманян были моими сотрудниками, когда я был министром: один был моим заместителем, а другой – постоянным представителем Армении в ООН в Нью-Йорке. Иногда, когда я случайно встречал их на улице или где-нибудь еще, я говорил: «ребята, вам кажется, что вы занимаетесь политикой?» Да, то, что сейчас называется политикой, по крайней мере, это не для меня», - сказал Папазян.
А Вардан Осканян признался, что у него более далеко идущие амбиции. «Сегодня для меня это пройденный этап, но Армения - не пройденный этап, мне есть чем заняться в Армении», - сказал Осканян.
Для проведения эффективной внешней политики, по мнению Осканяна, в стране нужно провести свободные и справедливые выборы. «Если будут свободные и справедливые выборы, то очевидно, что политическая монополия будет разрушена, народ сформирует такую власть, которой доверяет, и только такая власть сможет и решить карабахский вопрос, и проводить эффективную внешнюю политику, и, самое важное, улучшить царящую в стране тяжелую экономическую ситуацию», - сказал Осканян.
Интересно, что все три собеседника Радио Азатутюн считают, что у них не было серьезных упущений за годы их пребывания на посту главы МИД.