Ссылки доступа

Армянские политологи комментируют тбилисское заявление главы МИД Азербайджана


Президенты Армении, России и Азербайджана перед встречей в Санкт-Петербурге, 20 июня 2016 г․
Президенты Армении, России и Азербайджана перед встречей в Санкт-Петербурге, 20 июня 2016 г․

Министр иностранных дел Азербайджана Эльмар Мамедъяров в понедельник в Тбилиси заявил, что «после встречи, состоявшейся в Петербурге при посредничестве президента России, переговоры по урегулированию карабахского конфликта, кажется, продвигаются по правильному пути».

Глава Института по международным вопросам и безопасности Степан Сафарян считает, что официальный Баку намекает на то, что готов к урегулированию карабахской проблемы по российскому плану, пытаясь таким образом подтолкнуть Россию к тому, чтобы та усилила давление на Армению.

«Если мы обратим внимание на слова Мамедъярова, то заметим, что они косвенно почти воспроизводят план Лаврова, связанный с восстановлением экономических связей, экономическими выгодами и прочим. Баку, кажется, дает понять, что готов к урегулированию по российскому плану и ожидает, что Москва продолжит оказывать давление на Ереван для достижения этого урегулирования. То есть, Баку расставляет довольно тонкую ловушку, и в этом смысле, да, есть повод для беспокойства, потому что он фактически пытается открыть поле для давления на Ереван, давая понять, что поддерживает российский план и у Москвы проблемы с Ереваном», - в беседе с Радио Азатутюн сказал политолог.

В действительности, однако, по мнению Сафаряна, Азербайджан выступает не за российский план, а идет на имитацию с целью обострения отношений между Арменией и Россией и подталкивания Москвы к действиям против Еревана.

На вопрос, какие шаги должен предпринять Ереван, политолог ответил: «И для Еревана, кажется, все это является войной нервов, Ереван тоже пытается показать свою приверженность компромиссам, прекрасно понимая, что ни собственное общество, ни сам он больше не могут согласиться на прежние варианты урегулирования, на что несколько раз косвенно намекнул Серж Саргсян, когда говорил в прошедшем времени, что Ереван в то время был согласен, но, похоже, сейчас не согласен. Также апрельская война, общественная реакция, связанная с действиями «Сасна црер», думаю, сделали для властей Армении очевидным тот факт, что они не могут продать подобный план обществу Армении. Азербайджан также не может его продать. Следовательно, обе стороны просто пытаются показать, что они сторонники этого варианта урегулирования, между тем на самом деле для обеих сторон он в равной мере неприемлем, и они просто не могут на него согласиться. Просто каждая сторона пытается сделать так, чтобы отвергающей все это была другая сторона».

«Цель Баку – не урегулирование проблемы в данный момент, а еще большее ослабление союза между Арменией и Россией. По сути, также очевидно, в том числе и из поведения СМИ, близко стоящих к администрации президента Азербайджана, что они ожидают, что до конца года либо Россия сможет выполнить свое обещание, вернув им несколько районов, либо за этот период они настолько ухудшат отношения между Арменией и Россией, что смогут, возможно, в течение следующего года прибегнуть к очередной авантюре», - добавил Степан Сафарян.

Подчеркивая важность встречи в Санкт-Петербурге, Эльмар Мамедъяров, по мнению аналитика, пытается обесценить договоренности, достигнутые на встрече в Вене. «Когда министр иностранных дел Азербайджана высказывается в пользу санкт-петербургской повестки, похоже, он дает понять, что нет необходимости реализовывать венские договоренности, потому что он не собирается вести войну, у него есть большие ожидания от переговорного процесса, переговоры, как он отмечает, кажется, движутся в правильном направлении, следовательно, этим он пытается обесценить и предать забвению договоренности, достигнутые в Вене, которые для него смертельны, поскольку они создают такие серьезные инструменты для управления ситуацией, как внедрение механизмов расследования или расширение возможностей мониторинга», - отметил Сафарян.

По мнению заместителя директора Института Кавказа Сергея Минасяна, заявление Эльмара Мамедьярова о том, что «в процессе карабахского урегулирования есть возможность прорыва», носит дипломатический характер и не отражает реальную ситуацию, которая, по его мнению, близка к тупиковой. «Если азербайджанская сторона надеется, что находиться на правильном пути означает какие-то односторонние уступки, а не компромиссы, когда должны быть равноценные уступки также с азербайджанской стороны, то это другое дело. Но я не думаю, что в данный момент мы имеем эту ситуацию, она рано или поздно приведет к той ситуации, когда Азербайджан либо должен принять, что эти переговоры продолжатся почти в той же логике, как это было до апрельских событий, то есть, будут встречи, но стороны будут оставаться на старых позициях, либо Азербайджан, возможно, попытается вернуться к тем действиям, которые он пытался реализовать в апреле этого года», - сказал Минасян.

XS
SM
MD
LG