Ссылки доступа

Адвокаты утверждают, что армянская сторона не правомочна определять место отбывания Пермяковым наказания


Валерий Пермяков
Валерий Пермяков

Представители правопреемников убитой в Гюмри семьи Аветисян считают, что, по всей вероятности, приговоренный за убийство семи членов этой семьи к пожизненному заключению российский военнослужащий Валерий Пермяков после вступления приговора в силу будет переведен в Россию.

Они отмечают, что в сложившейся ситуации армянская сторона не правомочна определять место отбывания наказания.

По словам адвоката Лусине Саакян, армянская сторона может обратиться к России, чтобы оставить 20-летнего Пермякова в Армении. Тем не менее, этот вариант адвокат считает маловероятным.

«Сейчас было бы наивностью полагать, что после вынесения судебного акта Пермякова передадут Республике Армения, чтобы он отбывал наказание на территории Армении. Я, честно говоря, не такая наивная, чтобы считать, что его передадут Армении после вынесения приговора, если этого не было сделано во время предварительного следствия и судебного процесса», - сказала Саакян.

В оглашенном судом общей юрисдикции Ширакской области Армении приговоре не указано, где Пермяков будет отбывать наказание, что оставило в неопределенности даже адвоката российского военнослужащего. До сих пор этот вопрос не уточнили и представители правоохранительной системы Армении.

В Министерстве юстиции Армении Радио Азатутюн сообщили, что обратятся к этому вопросу завтра.

Между тем, Министерство юстиции РФ сообщило изданию «Коммерсантъ», что соглашение о том, что Пермяков будет отбывать наказание на родине, было достигнуто еще в ходе предварительного следствия.

Не сомневается в том, что Пермяков будет переведен в Россию, и другой представитель потерпевшей стороны – правозащитник Артур Сакунц. Он напоминает, что после встречи президентов России и Армении Владимира Путина и Сержа Саргсяна в июне прошлого года расследование жестокого убийства семьи Аветисян было передано Армении, однако Пермяков ни минуты не оставался под надзором армянской стороны, а суд общей юрисдикции Ширакской области неоднократно отклонял ходатайства адвокатов об избрании меры пресечения в отношении российского военнослужащего.

«Пермяков изначально находился под надзором Российской Федерации: и во время службы на базе, и после совершения преступления и после его обнаружения, и на этапе предварительного следствия, и на этапе судебного разбирательства… Пермякова в зал суда приводили российские солдаты, передавали его у дверей зала суда нашим приставам, а те вводили его в зал», - сказал Сакунц.

Адвокаты намерены обжаловать вынесенный накануне приговор суда. По словам Лусине Саакян, хотя бывший военнослужащий 102-й российской военной базы был приговорен к высшей мере наказания, однако ответственности избежали те российские полномочные органы и командиры, которые признали Пермякова годным к военной службе и выдали ему оружие.

«Пермяков, у которого были очень серьезные проблемы со здоровьем, который восемь раз совершал дезертирство, неоднократно лечился в разных психиатрических отделениях, и которому в Российской Федерации было запрещено носить оружие, неизвестно почему, после перевода в Республику Армения получил оружие. Причем, скажу, что ему было запрещено носить оружие именно в том смысле, что врач счел, что для него человеческая жизнь не представляет никакой ценности», - отметила Саакян.

«Вопрос ответственности командования российской военной базы вообще не рассматривался. Ни орган предварительного следствия, ни суд не приложили усилий для обеспечения явки в суд важных свидетелей по делу. Также в отношении командования российской базы наш следственный орган, несмотря на представленные нами ходатайства, не произвел никаких следственных действий», - сказала адвокат.

Факт привлечения российской стороны к ответственности, по утверждению Саакян, может предотвратить возможные подобные преступления, поскольку в ходе продлившегося полтора года следствия и судебного разбирательства стало известно, что Россия посылает служить на военную базу в Гюмри в основном граждан, имеющих проблемы со здоровьем или криминальное прошлое.

«Наши наблюдения показывают, что на самом деле Армения является чем-то вроде места ссылки для российских военнослужащих. То есть, в Армению переводят тех военнослужащих, у которых имеются проблемы в России: дезертирство, различного рода расстройства и прочее», - сказала адвокат правопреемников потерпевших Лусине Саакян.

Убийство семьи Аветисян, в том числе двух малолетних детей, было совершено в Гюмри 12 января 2015 года. По данным следствия, в тот день Пермяков самовольно оставил службу в карауле на 102-й российской военной базе в Гюмри и с оружием ушел в город, где в одном из домов расстрелял из автомата шестерых членов семьи Аветисян и пытался заколоть штык-ножом полугодовалого ребенка, который неделю спустя скончался в больнице. Пермяков был задержан в тот же день - при попытке перехода в Турцию его остановили российские пограничники, которые охраняют границу Армении.

Пермякову также были предъявлены обвинения в дезертирстве, хищении оружия и его незаконном ношении. 12 августа 2015 года гарнизонный военный суд РФ в Гюмри признал Пермякова виновным, приговорив его к 10 годам лишения свободы в колонии строгого режима.

Дело об убийстве было выделено в отдельное производство и передано армянской стороне. Пермякову были предъявлены обвинения по п. 1, 5 и 8 ч. 2 ст. 104 УК Армении (убийство двух или более лиц, совершенное с особой жестокостью; из корыстных побуждений, заказное, а также сопряженное с вымогательством, разбоем или бандитизмом), по п. 3 и 4 ч. 2 ст. 175 (разбой, совершенный с незаконным проникновением в жилище, хранилище или помещение, с применением оружия или иных предметов, используемых в качестве оружия) и ч. 1 ст. 34-329 УК Армении (незаконное пересечение государственной границы).

В ходе судебного разбирательства Пермяков отказался давать показания, но при этом полностью признал все предъявленные ему обвинения.

Родственники семьи Аветисян подали в Европейский суд по правам человека гражданский иск против России. За смерть каждого из пяти взрослых членов семьи они требуют компенсацию по 50 тысяч евро и 200 тысяч евро за двух детей. Истцы считают, что РФ несет ответственность за убийство, так как российские власти допустили на военную службу человека с психическими отклонениями и доверили ему оружие.

XS
SM
MD
LG