По словам старшего помощника министра обороны Армении Сейрана Оганяна Алика Аветисяна, из 18 тел погибших военнослужащих, возвращенных накануне армянской стороне, почти на всех есть следы истязаний и пыток.
«Конкретно на данный момент мы не можем сказать, в какой степени, но, по крайней мере, были совершены конкретные действия, которые запрещены по положениям международного гуманитарного права, - в беседе с Радио Азатутюн сказал Аветисян. – Мы должны выяснить, в какой степени и [когда были совершены истязания] - до смерти или после смерти... это те обстоятельства, которые должны быть прояснены на экспертном уровне, и уже затем начнутся соответствующие правовые процедуры».
На вопрос, все ли тела были подвергнуты истязаниям, он ответил: «О количестве я сказать не могу. Почти на всех есть следы пыток. Пока выясняется, пока идет этап опознания. К сожалению, те доказательства, которые мы имели до вчерашнего обмена телами погибших по части трех обезглавленных тел, по сути, подтвердились. К этому прибавилось также то, что применялись другие возможные и невозможные способы, которые могли в этом случае применяться, и… не исключены также методы пыток. Это должно быть еще выяснено на экспертном уровне».
А по части обезглавленных тел, по его словам, имеются факты: «Вы, наверное, знаете, что один уже возвращен, по части другого проводится работа».
Помощник министра обороны затруднился сказать, как тела 18 военнослужащих оказались на азербайджанской стороне, были ли они убиты или захвачены в плен и затем уже убиты. «Это зависит от конкретной ситуации… от глубины нападения и прочего. В данном случае сложно сказать. Относительно всего этого в дальнейшем, естественно, будут даны разъяснения. Конкретно по каждому случаю».
По словам помощника министра обороны, Красный Крест зафиксировал случаи пыток, в этом направлении ведутся работы, они периодически встречаются с первым заместителем министра, проводятся обсуждения как до передачи тел, так и после.
А пресс-секретарь Министерства обороны Армении Арцрун Ованнисян в беседе с Радио Азатутюн отметил, что армянская сторона со всеми зафиксированными случаями обратится в международные инстанции. «Те тела, которые были у нас, те случаи, которые мы уже имели, – подвергнутые истязаниям, обезглавленные и прочее, все эти факты собраны. Однозначно по всем международным законам это военные преступления. После оформления соответствующих документов все это будет передано в соответствующие инстанции, будут проинформированы все международные структуры, которые здесь имеют свои представительства. Мы в данный момент со всеми работаем, ведется интенсивная работа», - сказал он.
Член армянской делегации в ПАСЕ, глава фракции «Процветающая Армения» Наира Зограбян говорит, что лично видела фотографии изуродованных солдат. Она отметила, что, по утверждению военных экспертов, даже во время войны в 90-е годы подобного не было. «К сожалению, факты, доказывающие зверства в отношении как мирных жителей, так и солдат, настолько вопиющи, что всего этого достаточно, чтобы международное сообщество не закрывало глаза и признало Азербайджан террористическим государством.Я не хочу сейчас открывать много скобок. Я сама видела все это, фотографии. По части пыток солдат это тот же подчерк террористического «Исламского государства»», - отметила депутат.
По ее мнению, Азербайджан совершил военное преступление, и в данный момент в парламентах Армении и Нагорного Карабаха по всем случаям подготавливается правовой пакет для направления во все международные инстанции и признания произошедшего военным преступлением.
Ппостоянные комиссии по вопросам европейской интеграции и внешним отношениям парламента Армении уже направили всем политическим группам и влиятельным депутатам ПАСЕ базу данных с фотографиями.
Наира Зограбян отмечает, что по всем имевшим место случаям предоставленная министерством обороны информация была послана также в комиссию по правам человека Совета Европы.
Также отметим, что представитель армянской делегации Международного комитета Красного Креста Зара Аматуни сообщила Радио Азатутюн, что они не могут ни подтвердить, ни опровергнуть информацию о том, что они зафиксировали случаи пыток военнослужащих. Все это, по словам Аматуни, не подлежит оглашению. «То, что мы увидели, и какой ход получит то, что мы увидели, все это остается в рамках нашего конфиденциального диалога», - сказала представитель МККК в Армении, добавив, что эта информация не подлежит разглашению третьей стороне и тем более общественности.