Ссылки доступа

Серж Саргсян: Власти Азербайджана всячески пытаются сохранить напряжение на границе


Президент Армении выступает с речью в школе управления имени Кеннеди Гарвардского университета, 30 марта 2016 г.
Президент Армении выступает с речью в школе управления имени Кеннеди Гарвардского университета, 30 марта 2016 г.

После прекращения огня в 1994 году прошло 22 года, однако и сегодня люди, проживающие у государственной границы Армении и в различных населенных пунктах Нагорного Карабаха, находятся под ежедневной угрозой обстрелов. Об этом заявил президент Армении Серж Саргсян, выступая накануне с речью в школе управления имени Кеннеди Гарвардского университета.

О карабахском конфликте

«Очевидно, что режим Азербайджана использует этот конфликт для того, чтобы оправдать наличие проблем в собственной стране. В этом причина, по которой власти Азербайджана всячески стремятся сохранить напряжение на границе и гордятся этим, публично обвиняют посредников в бездействии и подобным способом пытаются героизировать себя в глазах собственного народа, предложения Минской группы ОБСЕ по укреплению безопасности на границах называют странными и удивляются им», - сказал президент

Серж Саргсян подчеркнул, что в контексте карабахского конфликта очень часто спекулируют словом «оккупация», отметив, что использующие слово «оккупация» зачастую забывают, что сам Карабах в течение 70 лет был жертвой оккупации.

«Всех тех, кто осознанно или неосознанно использует термин «оккупация», хотелось бы спросить: а чем, если не оккупацией, являлась произошедшая в 1921 году с легкой руки Сталина аннексия Карабаха Азербайджану. Более того, получив столь щедрый подарок, Азербайджан, вместо того чтобы создать нормальные условия для народа Нагорного Карабаха, создал такие нестерпимые условия, что при первом же признаке ослабления центральной власти СССР первым восстал именно народ Нагорного Карабаха. Было ли это от хорошей жизни? Кстати, не случайно, что восстание 1988 года было таким мощным, что распад СССР принято ассоциировать именно с Карабахским движением. Причиной конфликта является именно эта оккупация, следовательно, Нагорный Карабах не имеет ничего общего с понятием территориальной целостности сегодняшнего Азербайджана», - сказал президент.

Серж Саргсян отметил, что армяне на собственной шкуре испытали политику Азербайджана по выдворению армян из Нагорного Карабаха.

«Уже был перед глазами горький опыт выдворения армян из Нахиджевана. Не хватило того, что из этого района были изгнаны армяне, в 2005 году являющиеся культурным наследием камни-кресты в старой Джуге были варварски уничтожены. Сегодня от этого средневекового богатства не осталось ни песчинки. Район очищен от армян и следов армянской культуры, - сказал президент и добавил: - Сегодня все те, кто рассматривает Нагорный Карабах в контексте территориальной целостности Азербайджана, косвенно одобряют жестокую сталинскую политику «разделяй и властвуй», которая стала причиной несчастий и лишений миллионов людей. Сегодня продолжается та же логика. Все дошло до такой степени абсурда, что Азербайджан не позволяет посещать страну гражданам иностранных государств, имеющим армянские корни. Вне зависимости от того, являются ли армяне гражданами США, России или иной страны, им запрещено посещать Азербайджан. И наряду с этим, они обещают обеспечить безопасность армян, если Карабах войдет в состав Азербайджана. На основании чего народ Нагорного Карабаха должен верить этим обещаниям?».

Серж Саргсян отметил, что Армения столкнулась с ситуацией, когда восприятие переговоров соседним государством крайне далеко от современного понимания. «Уверен, что в Гарварде переговоры являются самым востребованным предметом. Уверен, что вас учат, что для положительного исхода переговоров необходим компромисс. Невозможно максималистскими и односторонними требованиями достичь решения проблемы. Но чтобы представить, с какой ситуацией мы сталкиваемся при ведении переговоров с Азербайджаном, отмечу всего один момент: Азербайджан считает компромиссом невозобновление войны, в то время как сохранение мира является не компромиссом, а международным обязательством», - сказал армянский президент.

Он обратился к школе управления с предложением: «Я попросил бы г-на Элисона рассмотреть возможность проведения исследования в политическом институте школы Кеннеди. В рамках этого исследования могут быть изучены публикации как армянских, так и азербайджанских СМИ, научные статьи, публичные выступления официальных лиц обеих стран, доклады общественных организаций двух стран, если, конечно, таковые в Азербайджане еще имеются. На основании этого исследования вы сможете прийти к самостоятельному выводу. Я не говорю, слепо верьте моим словам, изучите ситуацию и сами убедитесь, кто пропагандирует войну, кто провоцирует напряжение на границе, кто пропагандирует ненависть не только по отношению к властям Армении, но и по отношению к армянскому народу в целом».

«Почему я это подчеркиваю? Предположим,завтра власти придут к согласию. Как тогда будут примиряться ненавидящие друг друга общества? Я думаю, результаты исследования будут интересны, в том числе и нам», - сказал Серж Саргсян.

О ближневосточном кризисе

Касаясь ближневосточного кризиса, президент Армении отметил, что этот кризис в очередной раз доказал, что на нашей планете нет отдельных вызовов.

«Ближневосточный кризис, в частности ситуация в Сирии на наших глазах превратилась в глобальную гуманитарную катастрофу, бросив новые вызовы всем. Она вновь стала сигналом о том, что границы более не разделяют, а объединяют, что «они» уже стали частью «нас», что «это не наше дело» и «далеко от нас» сегодня стало нашим делом. И кризис с беженцами стал ярким проявлением этого, превратившись в общеевропейскую проблему, бросив вызов даже стабильности и солидарности ЕС, став ежедневной угрозой, поглощающей огромные ресурсы», - заявил президент, подчеркнув, что одним из последствий ближневосточного кризиса стало расширение и распространение международного терроризма.

«Теракты в Париже в ноябре 2015 года и недавние теракты в Брюсселе в очередной раз доказали, что терроризм не признает границ, а руководствуется единственным принципом – уничтожить ценности, созданные цивилизованным обществом. Следовательно, победить это зло можно только посредством коллективной воли международного сообщества и последовательных усилий», - сказал Серж Саргсян.

По словам президента, Армения в силу своего географического положения и исторических обстоятельств тесно связана с ближневосточной проблемой. «Мы на собственной коже ощущаем эту трагедию. Ближневосточный кризис затронул десятки тысяч армян, которые являются потомками спасшихся от Геноцида и которые сегодня вынуждены повторять судьбу предков, покидая дома. Армения приняла около 20 тысяч сирийских граждан. Армения является второй в Европе по этому показателю на душу населения, - сказал президент. - Но это одна сторона этого вопроса. Сегодня уже сложно говорить в настоящем времени о христианском, в том числе и армянском, духовно-культурном наследии Ближнего Востока, который лишается христианского наследия и христиан».

Серж Саргсян заверил, что ключом к преодолению нынешнего кризиса беженцев является ликвидация причины его возникновения – путем установления длительного и всеобъемлющего мира в Сирии.

«Международное сообщество должно быть едино в этом вопросе. В этом контексте мы приветствуем достижение российско-американской договоренности об установлении мира в Сирии. Если бы не было этого сотрудничества, перемирия в Сирии, хоть и шаткого, сегодня точно бы не было. То же самое я с уверенностью могу сказать и о соглашении вокруг ядерной программы Ирана. Будучи маленьким государством, Армения убеждена, что необходимо сделать все возможное для содействия сотрудничеству сверхдержав. Наша внешняя политика основана на принципе сопоставления интересов силовых центров. Мы не пытаемся получить сиюминутную выгоду от противоречия сверхдержав», - сказал президент.

«Еще в начале 20-ого века когда, как выразился бы Грэхам Элисон, сверхдержавы попали в «ловушку Фукидида», и началась Первая мировая война, Армения заплатила высокую цену – используя войну, Османская империя осуществила Геноцид армян. Мы, конечно, ничего не можем сделать, чтобы удержать сверхдержавы от попадания в эту ловушку, но это был яркий пример того, какие последствия могут иметь столкновения больших для малых. Для любой маленькой нации они прямым или косвенным образом имеют болезненные последствия, зачастую в виде безвозвратных потерь», - пояснил Серж Саргсян.

О Турции

Серж Саргсян подчеркнул, что сегодня мир признает и осуждает Геноцид армян 1915 года в Османской Турции, однако для Армении чрезвычайно важно, чтобы это признала Турция и встала лицом к лицу с собственной историей.

«100-я годовщина Геноцида армян продемонстрировала, что армяно-турецкое примирение не придет сверху. Власти Турции пошли по пути откровенной фальсификации истории. Речь не об отрицании Геноцида. В 2015 году турецкие власти вдруг решили в день памяти Геноцида армян - 24 апреля, отметить 100-летие битвы при Галиполи, которое обычно отмечается в марте. Разумеется, это было откровенным цинизмом и попыткой провалить этот символичный для армянского народа день. Тем не менее, радует или не может, по крайней мере, не внушать надежды тот факт, что чем агрессивнее позиция властей Турции, тем громче турецкое общество говорит о Геноциде армян», - сказал президент, отметив, что сегодня в Турции растет поколение интеллигенции и, в конце концов, эта часть общества настолько состоится, что вынудит собственные власти сказать правду.

По словам Сержа Саргсяна, за пределами Армении бытует примитивное представление о том, что армяне якобы радуются, когда в Турции происходят негативные события. «Это нелепость. В реальности, мы очень заинтересованы в мирном и демократичном развитии Турции. Мы убеждены, что именно в результате демократизации, все народы, живущие в Турции, почувствуют себя полноценными гражданами страны. Национальные и религиозные меньшинства не будут считаться вторым и третьим сортом. К сожалению, сегодня мы видим обратные тенденции, и это нас беспокоит», - сказал президент Армении.

XS
SM
MD
LG