Ссылки доступа

Омбудсмен ушел в отставку. Правозащитники говорят о давлении и угрозах


Карен Андреасян (архив)
Карен Андреасян (архив)

С сегодняшнего дня прекращены полномочия третьего омбудсмена Армении Карена Андреасяна, поскольку он сегодня повторно представил свое прошение об отставке. Соответствующее письменное заявление направлено в Национальное собрание Армении.

Ранее сегодня Андреасян на своей странице в Facebook выступил с заявлением, в котором коснулся причин своей отставки, так и не уточнив, однако, кто или что заставило его пойти на этот шаг.

«Причина отставки многослойна, и сложно представить ее в двух словах. Но самое краткое и обоснованное объяснение состоит в следующем: если бы я остался омбудсменом в 2016 году, то этот важнейший институт не был бы более настолько эффективным, каким он стал благодаря усилиям на протяжении лет», - написал Карен Андреасян, не пояснив, почему институт омбудсмена во главе с ним стал бы неэффективным.

Между тем, правозащитники говорят о давлении со стороны властей. Жанна Алексанян убеждена, что Андреасяна вынудили уйти в отставку: «Это, однозначно, вынужденная отставка, и я уверена, что [она произошла] с ведома Сержа Саргсяна. Очень возможно, это [требование отставки] также является угрозой в его адрес».

Правозащитница сожалеет, что Андреасян ушел в отставку, поскольку оценивает его работу «настолько, насколько возможно работать в атмосфере вседозволенности и безнаказанности, царящей в Армении». Алексанян не исключает, что власти, вынудив его уйти в отставку, также предотвратили опубликование внеочередного доклада по конституционному референдуму.

«Общественности понятно, что этот референдум однозначно был сфальсифицирован, а также то, как он был сфальсифицирован и какого качества были эти фальсификации, это должно было найти свое отражение в докладе. Правящая партия просто предотвращает прогресс Армении во всех сферах, в Армении не долждно быть никакого развития, права человека должны находиться в таком состоянии, полиция должна избивать, громить, никто не должен ничего говорить, эта атмосфера безнаказанности должна продолжаться везде и всюду. Это желание правящей партии. Если кто-то хочет сделать шаг вперед, это сразу же пресекается», - сказала правозащитница.

Первый омбудсмен Армении Лариса Алавердян также считает, что Андреасян ушел в отставку из-за давления со стороны властей, что ясно проявляется в отношении правящей Республиканской партии к омбудсмену.

«Это говорит о том, что есть психологическое давление. И каждый выбирает – противостоять этому давлению или уйти в отставку. Я против отставок», - сказала она.

Лариса Алавердян вспоминает, что она тоже с 2004-го по 2006 год подвергалась серьезному политическому давлению, была лишена телеэфира, спикер парламента Артур Багдасарян запретил ей представлять второй ежегодный доклад, более того, после указа тогдашнего президента Роберта Кочаряна о ее освобождении с должности офис омбудсмена был заперт на ключ, и она была вынуждена принимать граждан перед дверью.

Первый омбудсмен не скрывает, что ей на самых верхах говорили, что она должна уйти в отставку: «Да, предложение уйти в отставку звучало с самого высокого уровня. Кочарян не звонил, он был на меня обижен, думаю, он до сих пор обижен. Лично не звонил, но это не имеет значения, имеет значение то, что это было на высоком уровне, и я сказала, что не подам в отставку. Я сказала, что в отставку должен уходить тот, кто неправ».

Лариса Алавердян сожалеет, что с 2004 года до сих пор отношение власти к институту омбудсмена не изменилось. Спустя 12 лет и сегодня - тот же стиль и образ действия. Если Ларисе Алавердян после указа Роберта Кочаряна не разрешали войти в офис омбудсмена и перед нею заперли двери, то в 2008 году после кровавых событий 1 марта, унесших жизни 10 человек, второй омбудсмен Армен Арутюнян со стороны того же Кочаряна удостоился квалификации «неудачный кадр». Третьего защитника прав человека Карена Андреасяна, досрочно подавшего в отставку, не пожалели представители правящей Республиканской партии, высказывая в его адрес различные оскорбления.

«В конце концов, власть должна понять: когда она идет по этому пути, высказываясь против трех защитников прав человека в грубейшей и вульгарнейшей форме, это говорит о самой власти. Во всех трех случаях омбудсменов выдвигала власть. В конце концов, мы должны понять, что не народ выбирает, не оппозиция приводит, а сама власть начинает проявлять неадекватное отношение к омбудсменам. Мне жаль власть», - сказала первый омбудсмен Армении.

XS
SM
MD
LG