Правительство Армении делает все возможное для того, чтобы как можно скорее перевезти на родину останки армянских летчиков, погибших вчера в Южном Судане. Об этом сегодня в парламенте заявил заместитель министра иностранных дел Карен Назарян.
Пятеро из шести членов экипажа самолета Ан-12, потерпевшего крушение близ столицы Южного Судана Джубы, были армянами. Статистика показывает, что за последние 15 лет только на африканском континенте погибло 15 армянских летчиков.
Сейран Саргсян, который в советские годы был командиром самолета, перечисляет имена тех своих коллег, которые по причине отсутствия работы были вынуждены уехать в Африку. У него тоже был опыт работы в далеких странах.
«Гаго в Африке погиб, Самвел погиб, Валерий Кангуров погиб, Чилингарян Сергей погиб в Мали. Уже шестой экипаж армян погибает в Африке. Арабы даже не спрашивают, сколько [груза] поднимать или не поднимать, а если вдруг станешь возражать, наставляют на тебя автомат и говорят: столько-то должен поднять», - сказал Саргсян.
Эксперты управления гражданской авиации Южного Судана не исключают, что причиной аварии могла быть перегруженность самолета. Также сообщается, что эксплуатируемый армянской компанией «Тарон Авиа» самолет был снят с учета в Армении и в 2014 году был зарегистрирован в Таджикистане. «Пока неизвестно, работал ли самолет законно или использовался, так сказать, черными перевозчиками», - говорит основатель одной из первых частых армянских авиакомпаний, «Феликс авиа», Акоп Чагарян.
«По моему убеждению, авария однозначно произошла по причине плохого технического состояния, самолеты там находились больше года, и я убежден, что никакого техобслуживания не проходили. Я вошел на страницу проектного бюро «Антонов» и просмотрел находящиеся там законные самолеты. Об этом самолете там речи нет. Я уверен, срок эксплуатации его двигателей истек. Самолет не был зарегистрирован в Армении, я могу это утверждать однозначно, потому что с 1 января 2014 года все самолеты советского производства, кроме тех, которые имеют сертификат типа, были сняты с регистрации в Армении», - сказал Чагарян.
Специалист уверен, что независимо от того, фальшивые или нет документы, ясно, что Армения не понесет никакой ответственности. Неопределенным остается вопрос компенсации. «Какая страховая компания будет страховать самолет, у которого нет свидетельства об эксплуатации, и экипаж, который летает на самолете, не имеющем права эксплуатироваться?» - сказал он.
Специалисты утверждают, что пилоты иногда вынуждены осуществлять полеты на самолетах, не проходящих технический осмотр и у которых истек срок эксплуатации, поскольку у них нет альтернативы. «У человека нет работы в Армении, он должен где-то работать, в Армении нет перевозчиков», - отметил Чагарян.
Джемма Ованнисян, еще в 2001 году в авиакатастрофе в Иране потерявшая своего сына, единственного кормильца в семье, до сих пор каждую неделю приходит к зданию правительства с требованием получения компенсации. Она говорит, что вчера вновь пережила произошедшее 14 лет назад.
«Повторилось то же самое, как тогда, когда я услышала весть о своем сыне и весь день проплакала. Зачем они должны были уехать, оставить дома и уехать, чтобы заслужить этот день и чтобы мы столько страдали? Сколько раз в году я стою и протестую. Летчики-инвалиды сегодня у здания правительства начали свой постоянный пикет, соболезнуя друг другу. Из СМИ узнали о гибели работавших в Судане товарищей-летчиков», - сказала Джемма Ованнисян.