Бывший президент Армении Роберт Кочарян назвал инициированные нынешней властью конституционные изменения «большой ошибкой», последствия которой «крайне опасны» для будущего страны.
В интервью своему неофициальному сайту 2rd.am Кочарян заявил, что его точка зрения по поводу конституционных реформ не изменилась: «Нет никакой необходимости конституционной реформы, тем более – столь радикального характера», - подчеркнул он.
Напомним, еще в апреле Роберт Кочарян подверг критике инициированные Сержем Саргсяном конституционные реформы, подчеркнув, что не видит смысла в конституционной реформе и уверен, что нынешние проблемы Армении никак не связаны с действующей Конституцией, тем более – с формой государственного управления. «Провально или успешно можно управлять страной как из президентского, так и премьерского кабинетов», - сказал тогда Кочарян.
Сегодня экс-президент выразил мнение, что все стоящие перед страной вызовы и проблемы вполне разрешимы в рамках действующей Конституции, функциональность которой никто не ставит под сомнение.
В ответ на вопрос о том, как он оценивает уже одобренный парламентом текст обновленного Основного закона страны, второй президент Армении отметил, что опубликованный проект превзошел его наихудшие ожидания: «Речь уже не о выборе между полупрезидентской и парламентской формой правления государством. Проект Конституции содержит в себе существенные риски скатывания к де-факто однопартийной системе, а значит – к политической монополии и застою».
По его словам, советская Конституция содержала в себе много красивых слов, однако 6-я статья о руководящей и направляющей роли КПСС узаконивала политическую монополию коммунистов. «Что в итоге стало с СССР – известно всем. Насыщенность проекта Конституции общими красивыми фразами о правах человека и социальных целях государства выглядят камуфляжем для совершенно неприемлемого способа формирования Национального собрания, выхолащивающего саму суть парламентского правления», - отметил второй президент.
По мнению Кочаряна, статья 89-я проекта призвана обеспечить доминирование в парламенте, а значит и во власти, одной партии.
«В наших реалиях это будет партия владеющая административными и финансовыми ресурсами, безотносительно к её популярности. А с учетом полного отсутствия в Армении даже намека на внутрипартийную демократию, патронажное правление на многие годы станет неизбежным злом, источником застоя и инструментом воспроизводства порочной системы. По сути, предложенный проект делает политическую монополию конституционной нормой», - считает Кочарян.
«Я не желаю такого будущего моей стране, поэтому однозначно выступаю против этих реформ. Совершается большая ошибка, последствия которой крайне опасны для будущего Армении», - заключил второй президент Армении.
«Когда возникла эта порочная система?»
Пресс-секретарь правящей Республиканской партии Армении (РПА), вице-спикер парламента Армении Эдуард Шармазанов, комментируя интервью Роберта Кочаряна, сказал: «Когда возникла эта порочная система? Сегодня или много лет назад? Каковы породившие ее условия, в каких условиях возникла эта порочная система?»
«Во-вторых, если система действительно порочная и она должна быть воспроизведена, то, ничего не меняя, как мы должны бороться против воспроизводства этой порочной системы?» - продолжил Шармазанов.
«Но с другой стороны, для меня понятны объективные основы оценок уважаемого второго президента. Потому что это очень по-человечески и понятно, когда человек с большим трудом отказывается от того, создателем чего был он сам», - сказал споуксмен правящей партии.
Эдуард Шармазанов назвал смешными утверждения Кочаряна об однопартийной системе: «Смешно видеть в Армении однопартийное правление, тем более в рамках тех конституционных реформ, где значительно увеличиваются права оппозиции».
Глава парламентской фракции РПА Ваграм Багдасарян также считает, что проект новой Консртитуции не имеет ничего общего с однопартийной системой, наоборот, политическим партиям, а также оппозиции предоставляются гораздо большие возможности и дополнительные рычаги в принятии важных решений, что всегда было требованием оппозиции.
«Мы в основном сделали работу оппозиционных политических сил. Это не относится к второму президенту, те отдельные политические деятели или люди, которые хотят бросить грязь на эти реформы, я в этом вижу зависть – почему они не смогли этого сделать, а Республиканская партия смогла», - сказал он.
Багдасарян подчеркнул, что проект дает более широкую возможность играть более активную роль в политике: «Никогда Роберт Кочарян не уходил из политики, что касается его возвращения в более активную политику, то более широкой возможности, чем эта никогда не предоставлялось».
Кстати, руководитель офиса Роберта Кочаряна Виктор Согомонян сегодня не исключил, что этой возможностью второй президент может воспользоваться уже на предстоящих выборах 2017 года. Он счел лишенными логики звучащие мнения о том, что второй президент выступает против конституционных изменений лишь по той причине, что парламентская система на практике лишает его возможности вернуться в политику и вновь занять положение главы государства.
«Если Роберт Кочарян действительно захочет прийти к власти, он может в 2017 году с возглавляемым им списком участвовать в парламентских выборах, попытаться получить голоса народа и занять должность фактического руководителя страны», - сегодня подчеркнул глава офиса второго президента.