Ссылки доступа

Вольтметр для Еревана


Движение «Нет грабежу!» провело первую акцию гражданского неповиновения 1 сентября – снова попытались перекрыть проспект, направились к резиденции президента, активистов задержала милиция
Движение «Нет грабежу!» провело первую акцию гражданского неповиновения 1 сентября – снова попытались перекрыть проспект, направились к резиденции президента, активистов задержала милиция

ПРАГА---После «Электрического Еревана» – массовых акций протеста против подорожания электроэнергии в Армении, кульминация которых пришлась на июль, – правительство Армении переключилось на переформатирование политического поля и сосредоточилось на новом проекте Конституции. Вопрос с тарифами на электроэнергию был решен просто: взята пауза, пока проводится аудит в компании «Электрические сети Армении», простые граждане будут платить за электричество по старым расценкам. Аудит, который проводит компания Deloitte Consulting, еще не закончен, но его результаты предсказуемы. «ЭСА» и так проходит ежегодный аудит, результаты которого известны общественности. Мало того, что нынешнее исследование по ценообразованию призвано подтвердить плачевное состояние компании и оправдать повышение тарифов, в следующем году планируется остановка Армянской АЭС для капитального ремонта. Придется пользоваться более дорогой продукцией ТЭС, что, естественно, отразится на тарифах. И люди, всколыхнувшие армянское общество этим летом, объявили о начале второй волны протестов. Движение «Нет грабежу!» провело первую акцию гражданского неповиновения 1 сентября – снова попытались перекрыть проспект, направились к резиденции президента, активистов задержала милиция. На 11 сентября назначено следующее шествие. Если власти не отменят решение по тарифам, активисты готовы начать «Электрический Ереван-2». Как говорят, бессрочную акцию протеста. Мы говорим с лидером инициативы «Нет грабежу!» Максимом Саркисяном.

Катерина Прокофьева: Максим, как я понимаю, вы сделали большую паузу в вашей борьбе против подорожания тарифов и сейчас решили вернуться к активным действиям. Вы снова выдвигаете властям ультиматум, теперь дали им срок до 11 сентября для того, чтобы решение было отменено.

Вольтметр для Еревана
please wait

No media source currently available

0:00 0:09:23 0:00
Прямая ссылка

Максим Саркисян: Мы остановили уличную акцию, потому что было объявлено, что будет проведен аудит. Мы хотели для себя понять, что такое аудит, потому что простые граждане не все понимают, что это такое. Мы должны были понять, что это даст нам, нашему народу, и начали общаться с профессионалами в этой области, чтобы понять вообще, что это такое. За это время наше правительство сделало такие шаги, которые показывают, что они все равно не будут дожидаться окончания аудита и свет подорожает. Поэтому мы и решили возобновить уличные акции и не ждать больше ничего. В основном причина возвращения к уличным акциям была в этом. Наш второй стартап был дан 1 сентября, и во время акции, на месте, мы уже решили, что вторая акция будет состоять из митинга и марша.

Катерина Прокофьева: Вы взяли паузу для того, чтобы разобраться в том, что происходит, проконсультироваться с профессионалами. Что в итоге вы поняли?

Максим Саркисян: Мы поняли, что аудит, особенно если он будет финансовым, ничего не даст народу, потому что финансовый аудит проводится каждый год, и те цифры, которые они хотят, они будут рисовать как в предыдущий, так и в этот раз. Если бы они сделали технический аудит, то это хотя бы что-нибудь дало, но, конечно, они этого не будут делать, потому что все грабежи происходят с пособничества правительства. Поэтому они объявили, что будет только финансовый аудит. Еще один факт: когда президент объявил о проведении аудита, в этом объявлении он сказал, что весь груз подорожания до окончания аудита возьмет на себя правительство. Потом правительство начало как-то «крутить» это объявление, говоря, что будет субсидировать только повышение для простых граждан, а бизнесменам – нет, и, глядя на все шаги и объявления, которые делало после этого правительство, мы поняли, что все идет к тому, что все равно будет подорожание. Они опять-таки объявили, что не будут дожидаться окончания аудита и не будут субсидировать до окончания аудита, то есть после этого будет подорожание. Поэтому, если уже есть факт и все идет к тому, что нас, граждан Армении, обманули, то сидеть, ждать и верить чему-то было бы бессмысленно.

Катерина Прокофьева: А куда пошли деньги, вырученные от продажи Воротанского каскада ГЭС, как это было заявлено?

Максим Саркисян: Эти деньги пошли на зарплату рабочим «Наирита», которые бунтовали уже примерно полтора-два года, и еще на субсидирование, которое якобы будет, но со вчерашнего дня до нас доходят слухи, что в разных селах уже начали с людей брать деньги по повышенным тарифам. Мы сейчас уточняем эту информацию.

Катерина Прокофьева: Вы требуете отмены решения по тарифам, но вы же понимаете, что этого не будет сделано? Тарифы все-таки повысились, аудит проводит «дочка» российской компании «РАО ЕЭС». Зачем он вообще проводится, да еще так торжественно освещается, – непонятно. То есть вы понимаете, что ваши требования не будут удовлетворены? Каковы тогда ваши планы?

Максим Саркисян: Мы, в принципе, идем к тому, чтобы наши требования были выполнены. А выполнят их или нет, это уже покажет время. Если не выполнят, то пусть только себе это позволят, потом мы уже им покажем, что значит не слушать свой народ.

Катерина Прокофьева: Ваша летняя сидячая забастовка на Баграмяна, весь этот «Электрик Ереван-1», что он вообще принес в сухом остатке на сегодня?

Максим Саркисян: Он привел к тому, что многие наши граждане, которые никогда не выходили на улицы, начали понимать, что должны выйти на улицу и постоять за свои права именно на улице. Самое главное лично для меня - это то, что наши граждане это поняли.

Катерина Прокофьева: Вы всколыхнули сознание...

Максим Саркисян: Да, в каком-то смысле изменилось сознание наших граждан.

Катерина Прокофьева: Сейчас конкретно чем вы заняты?

Максим Саркисян: Прямо сейчас у нас начнутся слушания с людьми. Сейчас мы уже в парке, люди собираются, и мы вместе будем обсуждать, что и как будем делать, выслушивать вопросы и мнения. Сегодня вечером у нас еще будет шествие по городу, в ходе которого мы будем оповещать людей о том, что 11 сентября у нас будет шествие и митинг.

Катерина Прокофьева: Вы решили консолидировать усилия с участниками инициативы «Вставай, Армения!» Эта инициатива гораздо более малочисленная и шумная. По какой причине вы решили это сделать и на что вы рассчитываете в результате сотрудничества? Эту инициативу еще и поддержал учредительный парламент, и она мне кажется куда более политически ориентированной, чем ваша.

Максим Саркисян: Официального заявления от нас о том, что мы сотрудничаем с ними, не было. Это, наверное, было недопонимание, но наша организация «Нет грабежу!» официально не объявляла о том, что мы будем сотрудничать. Обе организации являются гражданскими движениями, и 1 сентября, когда мы проводили свою акцию, нас задержали и увезли в милицию. Они вышли на улицу в нашу поддержку, и их тоже задержали. После этого мы просто из солидарности пошли маршем на площадь поддержать их с требованием, чтобы их выпустили. Только в знак солидарности. Но в будущем, мы много раз говорили, что, возможно, будем сотрудничать, однако пока такого объявления не было.

Катерина Прокофьева: Максим, мне кажется, что некоторые активисты работают на камеры и собственный пиар: намеренно провоцируют милицию, а потом кричат и вырываются. Много таких случаев?

Максим Саркисян: Такие случаи всегда были и будут, но мы, во всяком случае, в своих акциях стараемся максимально уменьшить такие прецеденты, потому что мы не идем против полиции и наши акции не направлены против полиции, поэтому мы не хотим делать ничего такого. Мы стараемся исключать такие случаи. Наши требования к нашим властям, а не к полиции.

Катерина Прокофьева: Последние решения правительства касаются того, что если мелкие предприниматели будут потреблять в течение месяца больше 500 киловатт, они лишаются субсидирования. И вы призываете предпринимателей не подписывать договор с «ЭСА» на новых условиях, я правильно понимаю?

Максим Саркисян: Да, мы призываем к этому вообще всех предпринимателей.

Катерина Прокофьева: И многие согласны? Ведь если договор не будет подписан, то «ЭСА» может просто отключить электроснабжение, обесточить эти субъекты. Так ли это?

Максим Саркисян: Это просто угрозы. Они не имеют никакого права делать такие вещи. Это просто запугивание людей, чтобы они подписали этот контракт. Но в основном, слава Богу, люди не подписывают эти контракты.

Радио «Эхо Кавказа»

XS
SM
MD
LG