Ровно два года назад, 3 сентября 2013 года, в Москве после переговоров с президентом России президент Армении неожиданно заявил о решении Армении вступить в Евразийский экономический союз (ЕАЭС).
По словам собеседников Радио Азатутюн, для Армении ни в экономическом плане, ни в плане безопасности ничего не изменилось: напряженность на армяно-азербайджанской границе лишь выросла, и Армения продолжает в одиночку противостоять противнику, а армянские предприниматели на границе с Россией сталкиваются с теми же проблемами, какие были и до создания ЕАЭС.
По мнению секретаря парламентской фракции оппозиционной партии «Наследие» Тевана Погосяна, Армения вступила в ЕАЭС вследствие давления, а в этом случае бесполезно говорить о гарантиях безопасности и экономических выгодах.
«Решение было политическим, принятым под давлением. После этого все собрались и стали думать, какие аргументы привести, чтобы было красиво. Сначала говорили о безопасности, потом об экономике, затем о том, что мы знаем рынок, даже язык знаем, затем говорили, что Армения войдет без таможенных проблем, будет очень хорошо, будут инвестиции», - говорит Погосян.
Руководитель центра глобализации и регионального сотрудничества Степан Григорян считает, что, пожалуй, главным аргументом для вступления Армении в ЕАЭС была угроза: если не вступим, будем иметь те же проблемы, с которыми столкнулась Украина.
«Нам говорят, что это поставило бы под вопрос нашу безопасность. Теперь представьте, что завтра или послезавтра Россия скажет: армяне, вы должны уйти из Карабаха и Сюника для обеспечения безопасности армянского народа. Что вы будете делать?» - задает вопрос Григорян.
«Сейчас наши партнеры по ОДКБ формируют новую площадку для экономического сотрудничества. Я неоднократно говорил, что, находясь в одной системе безопасности, невозможно и контрпродуктивно изолироваться от соответствующего геоэкономического пространства Это рациональное решение, и это решение исходит из национальных интересов Армении», - 3 сентября 2013 года в Москве заявил Серж Саргсян, объясняя свое решение относительно присоединения Армении к ЕАЭС.
«В будущем мы должны озаботиться тем, какие возможности должны создать в этом процессе, в случае если пойдем или не пойдем на конституционные изменения, чтобы больше не позволить, чтобы один человек в Армении принимал решение о присоединении к международным надгосударственным органам, а также наряду с этим не позволить какой-либо сверхдержаве оказывать давление на Армению», - сегодня сказал Теван Погосян.
Экономические выгоды от вступления в ЕАЭС также туманны. По данным Национальной статистической службы, за первые семь месяцев этого года экспорт из Армении в Россию сократился почти на 35%. Обещали инвестиции, но за те же семь месяцев прямые инвестиции из России снизились почти в 12,5 раз, составив всего 7 млн 179 тыс. долларов США.
Председатель Союз экспортеров Армении Раффи Мхчян рассказал Радио Азатутюн, что вступление в ЕАЭС ничего не изменило для армянских предпринимателей: «Всего лишь стало меньше на один документ, который от нас уже не требуется. Все остальные документы требуются, потому что наши товары идут через Грузию, а Грузия не может пропускать наши грузы, если нет пакета всех соответствующих документов».