Ровно через неделю в Национальном Собрании Армении пройдут слушания по вопросу повышения тарифа на электроэнергию. Депутаты обещают задать ряд острых вопросов представителям компании «Электрические сети Армении» (ЭСА), чиновникам Министерства энергетики и природных ресурсов и Комиссии по регулированию общественных услуг (КРОУ), однако пока неясно, услышит общественность ответы на эти вопросы или нет. В парламенте все еще обсуждают вопрос о том, в каком режиме проводить слушания – открытом или закрытом.
Секретарь оппозиционной фракции «Процветающая Армения» (ППА) Ваге Энфиаджян сказал, что, по их мнению, процесс должен быть прозрачным. «СМИ должны присутствовать, граждане должны быть осведомлены, и, самое важное, на слушаниях должны присутствовать руководители и ответственные соответствующих ведомств», - в беседе с Радио Азатутюн сказал Энфиаджян.
Сторонниками открытых слушаний являются и фракции «Наследие», АРФ «Дашнакцутюн» и «Армянский национальный конгресс».
Пресс-секретарь правящей Республиканской партии Армении (РПА) Эдуард Шармазанов придерживается иного мнения: если будут проведены открытые слушания, оппозиционеры используют эту возможность и превратят обсуждения в шоу. По его словам, опыт показывает, что для того, чтобы можно было найти реальное решение вопроса, обсуждение должно быть закрытом.
«Я считаю, что работать без видеокамер гораздо более эффективно. Уже после слушаний любой политический деятель может высказать свое мнение», - сказал Шармазанов.
Оппозиционный «Армянский национальный конгресс» (АНК) примет участие в слушаниях, если даже они будут закрытыми. От этого, по словам секретаря фракции АНК Арама Манукяна, факты о нарушениях, которые они намерены представить, не пострадают. Депутат отметил, что право устроить шоу они также передают Республиканской партии, лишь бы выяснилось, почему потери ЭСА не сокращаются.
Он уверен, что ЭСА тратила деньги также по распоряжению властей, и если на российскую компанию будет оказано давление, она об этом заявит.
По части потерь сегодня в парламенте оправдания представил замминистра энергетики Арег Галстян, представив, однако, цифры не об ЭСА, а о государственной компании «Высоковольтные электросети» (ВЭС), в которой за 15 лет потери снизились на 4%. В ЭСА картина совершенно иная.
«Теми темпами, которыми нам удалось сделать это в ВЭС, к сожалению, [в ЭСА] того же не происходит», - сказал Галстян.
Замминистра нашел оправдание, сказав, что для снижения потерь в ВЭС были вложены инвестиции, то же самое должно быть сделано и в ЭСА, а для этого компании нужны средства. «Они тоже говорят, дайте деньги, мы увеличим инвестиции», - сказал Галстян.
Позицию госорганов относительно заявки ЭСА сегодня резко раскритиковал член фракции «Дашнакцутюн» Арцвик Минасян. У него сложилось такое впечатление, что регулирующие сферу органы не знакомы с ситуацией. Он заявил, что некоторые чиновники Минэнерго и КРОУ должны быть привлечены к ответственности, а во всей энергетической системе должны быть проведены проверки. «Дашнакцутюн» также хочет разработать законопроекты, регулирующие данную сферу.
«Если она [компания] является монопольным субъектом, важно, чтобы на законодательном уровне она была обязана осуществлять закупки путем публичного, открытого конкурса. Это во-первых. Во-вторых, в кадровой политике высокопоставленные должностные лица в той же ЭСА и в системе в целом обязаны подавать декларации, как это требуется в случае высокопоставленных государственных должностных лиц», - сказал Минасян.
В РПА заверяют, что их также волнует множество вопросов. По словам республиканца Вардана Айвазяна, как бы ни хотела частная компания поднять тариф, власти попытаются его сдержать.
«Возможно, она покажет [расходы на] различные роскошные особняки, но за это гражданин Армении платить не может», - сказал Айвазян.
Будут ли слушания по вопросу повышения тарифа на электроэнергию открытыми или закрытыми, станет известно в ближайшие дни. Пять оппозиционных фракций парламента выступают за открытые слушания.
Спикер парламента Галуст Саакян вчера пообещал принять решение, выслушав мнения руководителей фракций.