Участь легендарного античного города Пальмира в центре Сирии, несколько дней назад захваченного отрядами радикальной группировки "Исламское государство", стала новым доказательством провала стратегии борьбы с самыми, вероятно, знаменитыми на сегодня экстремистами мира, избранной мировым сообществом. Пока неизвестно, насколько велик ущерб, причиненный десяткам расположенных здесь уникальных объектов из списка Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО, более двух тысяч лет остававшимся нетронутыми. Однако историки и археологи уже "похоронили" Пальмиру, как ранее – другие древнейшие города, памятники и музеи, оказавшиеся во власти варваров. "Исламское государство" бросает все новые вызовы миру, убивая и мучая сотни тысяч людей и стирая с лица Земли их историю.
Представители президента Сирии Башара Асада сообщили, что во время сражения вокруг Пальмиры правительственными войсками были уничтожены несколько боевиков, судя по их документам, приехавших из России, Казахстана и Узбекистана и входивших в некий "кавказский отряд" группировки "Исламское государство", в котором якобы состоят выходцы из стран СНГ, общающиеся между собой на русском языке. По некоторым сведениям, сегодня в рядах исламистов воюют от полутора до четырех тысяч граждан России, Грузии и пяти стран Центральной Азии – Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Туркмении и Узбекистана.
Армия Башара Асада и поддерживающие ее отряды ополченцев, равно как и формирования "умеренной" сирийской оппозиции, например, Свободной армии Сирии, измотанные боями между собой в течение нескольких лет, продолжают отступать под натиском "Исламского государства", сегодня захватившего уже половину территории Сирии, где, помимо прочего, расположены основные газовые месторождения страны. До сих пор режим Башара Асада еще не сталкивался со столь серьезной угрозой и не получал такого удара по собственной репутации в арабском мире. Сейчас Дамаск и государственное телевидение уверяют, что армии, по крайней мере, удалось эвакуировать из Пальмиры почти все мирное население и вывезти часть исторических артефактов (но, разумеется, не главное – храмовые комплексы, колоннады, монументальные арки, античный театр или древние захоронения):
– Подразделения вооруженных сил Сирии отступили из Пальмиры после того, как убедились, что большая часть мирного населения покинула город, чтобы спастись от зверств террористов из "Исламского государства". Их многочисленные отряды ворвались в Пальмиру и сейчас захватили район, где находятся все знаменитые античные постройки.
Пальмира, или же древний арамейский Тадмор, то есть "город пальм", по легенде, основанная царем Соломоном, веками считалась одним из культурных центров античного мира, однако сегодня здесь находится лишь небольшая деревня – и огромная зона археологических раскопок среди сохранившихся за тысячелетия строений, в основном древнеримских. Пальмира, в честь красоты и величия которой в США в XIX веке были названы несколько городов, давшая вторые поэтические имена Петербургу и Одессе (Северной и Южной "Пальмирам"), когда-то стала столицей одноименного богатейшего Пальмирского царства, мечтавшего при правлении знаменитой Зенобии превзойти славу Рима. Этот город был символом древнего мультикультурализма и разноязычия, напоминает генеральный директор ЮНЕСКО Ирина Бокова:
– Я крайне обеспокоена всем, что происходит сейчас в Пальмире. Ранее уже дважды я обращалась с официальной петицией ко всем участникам сирийского конфликта – отвести все свои вооруженные формирования и прекратить любые боевые действия вокруг города. Пальмира – это совершенно уникальный и необычный объект Всемирного культурного наследия в ближневосточной пустыне. Любые разрушения здесь станут не только военным преступлением, но также будут означать колоссальную утрату для всего человечества. Нам необходима тотальная мобилизация сил всего мирового сообщества. Нужно, чтобы все подписали петицию с призывом отвода войск из Пальмиры. Нельзя допустить, чтобы повторились недавние катастрофы – разрушения Нимруда, Хатры, Ниневии, разграбление музея Мосула. По большому счету, как минимум, и Совет Безопасности ООН, и все политические лидеры мира, и особенно пользующиеся известностью и уважением главы всех религиозных конфессий обязаны приложить все усилия, чтобы предотвратить наступающий ужас. Это крайне важно, ведь мы говорим о колыбели цивилизации, о наследии, которое принадлежит всему человечеству.
Возможно, боевики "Исламского государства", ведущие "священный джихад" против, как они говорят, "христианско-иудейской" западной цивилизации, действительно нащупали ее самые болезненные точки, и поэтому они столь публично и эффективно, перед объективами телекамер, в последнее время уничтожают именно ее историческую память и идентичность, символы ее культуры. Это, безусловно, приводит жителей западных стран в больший ужас, чем ежедневные (и становящиеся потому пресными) новости об убийствах и страданиях, например, мало кому ранее известных современных ассирийцев или езидов, также оказавшихся в полной власти экстремистов.
При этом есть масса доказательств того, что "непримиримые воины ислама" уничтожают далеко не все столь ненавистные им древние памятники и артефакты на подконтрольной территории. Они научились организовывать самостоятельные раскопки и мародерствовать в музеях, чтобы потом сбывать награбленное на черных рынках коллекционеров искусства в Азии и Европе, выручая огромные средства, идущие впоследствии на финансирование создаваемых ими же террористических сетей в тех же самых странах.
Война, объявленная всему миру "Исламским государством", – это ежедневная гибель на огромных территориях сотен, а, возможно, и тысяч людей и страдания выживших миллионов, а не только уничтожение и разграбление памятников древности, напоминает Верховный комиссар ООН по делам беженцев Антониу Гутерреш:
– Мы столкнулись с необходимостью, в первую очередь, оказания масштабной гуманитарной помощи людям, бежавшим из Сирии и Ирака. Только зарегистрированных беженцев из Сирии и соседних стран – более 4 миллионов. Кроме того, внутри самих Сирии и Ирака, в связи с развитием событий, оказалось почти 15 миллионов внутренне перемещенных лиц. Все они остро нуждаются, не имея самого элементарного: воды, еды, жилья и лекарств.
В Ираке на днях боевики "Исламского государства" взяли под контроль стратегически важный город Рамади, центр крупнейшей провинции Анбар, расположенный примерно в 110 километрах к западу от Багдада, и распространили заявление о захвате ими десятков танков и ракетных установок, оставленных отступившими правительственными войсками. Капитуляцию Рамади эксперты называют крупнейшим поражением иракских правительственных сил в противостоянии с боевиками за последние несколько месяцев. США, на действенную помощь которых уповают в Багдаде (а после захвата Пальмиры, вполне вероятно, уже и в Дамаске), продолжают участвовать в международной операции против исламистов лишь путем нанесения авиаударов по их позициям в Ираке и Сирии, и пока не намерены радикально менять стратегию. Об этом, в частности, заявил представитель Белого дома Джош Эрнест:
– Власти США продолжат воплощать в жизнь стратегию, изложенную президентом Бараком Обамой, которая заключается в создании и обучении в Ираке и Сирии достаточного количества местных военных формирований, способных эффективно противостоять "Исламскому государству" на своей собственной земле. При этом они получат сильную поддержку со стороны международной коалиции из 60 государств, которую возглавляет президент Обама. В районе вокруг города Пальмира в Сирии, однако, сейчас нет никаких вооруженных формирований, оснащенных и подготовленных этой коалицией. И мы сегодня признаем, что создание таких сил потребует достаточного количества времени.
Сегодня и Ирак, и Сирия, рушащиеся под ударами экстремистов, без мощной международной поддержки и военной помощи могут просто прекратить свое существование как государства на политической карте мира, после чего катастрофическая война на всем Ближнем Востоке, с самыми непредсказуемыми последствиями и вовлечением в нее множества других противоборствующих стран станет неизбежной. Об этом говорят многие эксперты, в том числе те, кто считает, что наступление "Исламского государства" сейчас вполне возможно остановить имеющимися силами на иракской и сирийской территориях. В частности, так думает политический аналитик, обозреватель телекомпании "Аль-Джазира" Ахмед аль-Абиад:
– Если четыре силы в Ираке не договорятся о координации своих усилий, борьба с радикальными исламистами затянется очень надолго. Я говорю, в первую очередь, о правительственной армии, во-вторых, о военизированных шиитских отрядах, в-третьих, о суннитских племенах и, в-четвертых, о международной коалиции. Если хотя бы кто-то из них не сможет согласованно сотрудничать с остальными, эта война продлится еще многие годы. Ныне утвержденная стратегия противостояния террористам оказалась не очень эффективной. Особенно в части организованных США международных авианалетов на позиции группировки "Исламское государство" в Ираке и Сирии. Коалиции так и не удалось ни наладить взаимодействия с силами, воюющими на земле, ни получить доступ к имеющейся у них важной стратегической информации.
В начале этой недели командующий сухопутными войсками Ирана генерал Ахмад-Реза Пурдастан заявил парламенту страны, что группировка "Исламское государство" концентрирует свои силы в приграничных районах на территории Пакистана и Афганистана и что отныне Иран стоит перед лицом новой очень серьезной угрозы. Тегеран, помимо возглавляемой США международной коалиции, самостоятельно оказывает весомую финансовую и военную поддержку иракскому и сирийскому правительствам в их борьбе с исламистами, и в правительственных войсках Ирака и Сирии работают сотни иранских военных советников.
Радио Свобода