Ссылки доступа

Сельчане утверждают, что рыбные фермы премьера оставляют их без воды


Գյուղացիների պնդմամբ, վարչապետի ձկնաբուծարանները իրենց «անջուր» են թողել
please wait

No media source currently available

0:00 0:05:54 0:00

В селе Апага ( в переводе «Будущее») Армавирской области предрекают безводное будущее. Еще каких-нибудь 5-6 лет назад у жителей этого села не было никаких проблем с питьевой водой. Артезианские скважины, пробуренные на глубину до 200 метров еще в советские времена, без труда обеспечивали дома сельчан питьевой водой. Сегодня, однако, даже дорогие электрические насосы с трудом качают воду из опустевших колодцев.

Один из местных жителей Мушег Акопян, хотя и не слышал официального объяснения, но знает, почему колодцы осушились.

«В свое время вода шла хорошо, а сейчас нет. Что случилось с водой? Да просто рыбные фермы Масиса, Арташата, Арарата понастроили по 20 колодцев на каждом гектаре. Могу вам показать, 20 колодцев на гектаре. Отсюда вода и отступила», - сказал он.

«Мы провели трубу до 15 метров, чтобы достигнуть уровня воды. Другими словами, подземные воды ушли так глубоко», - сказал другой житель села.

Сельчане убеждены, что причина отсутствия воды в их селе заключается в рыбных фермах, расположенных в более низменных соседних селах. Несмотря на то, что в течение нескольких лет они испытывают серьезную нехватку питьевой воды, попыток донести проблему до сведения властей они пока не предпринимают. Они уверены, что в Ереване лучше них осведомлены о ситуации:

«Правительство само наделало эти колодцы на масисских полях. Разве правительство станет закрывать собственные колодцы, даже если мы к нему обратимся?»

«Правительство знает хорошо, кто вырыл эти колодцы, кто разводит рыбу. По всей Араратской области такие рыбные фермы занимают по 100-200 гектаров… Среди их владельцев простых людей нет, все они во власти».

Министр охраны природы Армении Арамаис Григорян, отвечая на вопрос Радио Азатутюн, подтвердил, что ряд должностных лиц, в том числе премьер-министр Овик Абрамян, владеют рыбными фермами в Араратской долине. Он, однако, подчеркнул, что они являются законными.

«В этом году в вашем присутствии некоторые колодцы будут ликвидированы. Находятся ли колодцы в местах, принадлежащих должностным лицам или обычным гражданам, наши действия должны быть в рамках закона. Мы не можем принимать незаконные действия», - заявил он.

Отвечая на вопрос, имеет ли он в виду, что все рыбные хозяйства, принадлежащие премьер-министру и его родственникам, являются законными, министр сказал: «Да, если это необходимо, Вы можете взглянуть на соответствующие документы, они являются законными».

В Государственном реестре есть, по крайней мере, пять компаний, занимающихся разведением и продажей рыбы, которые полностью или частично зарегистрированы на имя премьер-министра Овика Абрамяна и его родственников.

В селе Мхчян, которое является родным селом Абрамяна, в 2010 году акции компании «Мхчян фиш фуд», занимающейся экспортом рыбы, были переданы племяннику Абрамяна, главе села Овташат и бизнесмену Гагику Царукяну, который является сватом Абрамяна. Та же тройка владеет и другой компанией, «Экофиш трейд», зарегистрированной в соседнем селе Зорак. У этой компании имеются две рыбные фермы - в селах Зорак и Мхчян.

Совладелец, глава сельской администрации Овташата Овик Тадевосян в беседе с Радио Азатутюн заявил: «Я был единственным владельцем компании. Я продал им свои акции. Мне были нужны финансы».

Спустя два года после продажи более половины своих акций Абрамяну и Царукяну Овик Тадевосян, который является членом партии «Процветающая Армения», был избран мэром, в тот же год он был награжден медалью Фритьофа Нансена. Сельский староста, у которого среднее образование и который, согласно его биографии, опубликованной на сайте областной администрации, известен тем, что занимается производством мяса и разведением рыбы, сообщил Радио Азатутюн, что его бизнес с Царукяном и Абрамяном является прибыльным: каждый месяц они экспортируют около 10 тонн рыбы. «Это прибыльное дело, есть подвижки», - отметил он.

В отличие от жителей соседней деревни, Тадевосян особо не переживает по поводу высохших артезианских скважин. «Нас это не беспокоит, потому что мы приносим пользу. Рыбные фермы платят много налогов государству. Разве это не польза, разве это вред?»

Компания «Мецн Аргам» также зарегистрирована в селе Мхчян. В 2007 году она была создана племянником Абрамяна. Год спустя жена Абрамяна, Джульета Абрамян, стала 100-процентным акционером компании.

Также в селе Мхчян в 2010 году директор компании, принадлежащей жене нынешнего премьер-министра, Амбик Геворкян, основал еще одну компанию, занимающуюся разведением рыбы – «Мхчян фиш». Около года назад брат премьер-министра, Генрик Абрамян на имя своей дочери Мэри зарегистрировал рыбную компанию под названием «Мэри фиш».

Примечательно, что в тот же период, когда один за другим были созданы рыбные хозяйства, возглавляемое Овиком Абрамяном правительство заявило, что «в результате неэффективного использования водных ресурсов в Араратской долине создалась экологически сложная ситуация». Тогда же, изменив свое предыдущее решение, правительство Овика Абрамяна запретило выдачу новых разрешений на строительство колодцев с целью разведения рыбы в Араратской и Армавирской областях.

Кроме того, как сообщают в Министерстве охраны природы, за прошедший год не менее 300 незаконных артезианских колодцев были закрыты, а многие получили предупреждение.

«Например, мы видим, что рыбоводы не придерживаются своего правового статуса, поскольку по закону колодцы должны быть расположены на расстоянии не менее 500 метров друг от друга. Но мы видим сегодня, что эти колодцы находятся только на расстоянии 50-100 метров друг от друга. Учитывая то обстоятельство, что, если мы сразу же закроем их, они будут иметь гораздо большие экономические потери, мы также предусмотрели возможность того, чтобы заняться колодцами, которые не соответствуют установленному порядку, в будущем».

После упоминания нарушений министр поспешил откреститься от вины, заявив, что колодцы были вырыты до того, как он стал министром, и это несмотря на то, что до того, как стать министром, он был губернатором Арарата, а ранее также министром сельского хозяйства. «Я не могу сказать, что было до этого, потому что это не было во время моего пребывания в должности».

Примечательно, что после того, как бывший министр охраны природы Арам Арутюнян (большая часть разрешений на использование подземных вод для рыбных хозяйств была выдана именно при нем) был освобожден от должности, он был назначен председателем Государственного комитета водного хозяйства, которое является одним из ключевых звеньев в вопросе управления водными ресурсами страны.

Пока чиновники принимают решения и разрабатывают программы, жители села Апага настроены скептически: они опасаются, что инициатива Министерства охраны природы по закрытию колодцев и сохранению природы в конечном итоге останется лишь на бумаге.

«Никогда не верьте им, они говорят неправду, даже министр. Они лгут, потому что это их люди. Как они могут закрыть эти колодцы? Они не позволят этому случиться. Разве он закроет их? Ну пусть тогда сделает это», - говорит житель села Апага Вагинак Арутюнян.

XS
SM
MD
LG