Одобрение концепции конституционных реформ не означает, что именно этот документ обязательно будет поставлен на референдум. Об этом сегодня в ответ на вопрос Радио Азатутюн заявил президент Армении Серж Саргсян, подчеркнув, что его сомнения относительно парламентской модели правления не развеяны.
«Одобрение еще не означает, что мы приняли окончательное решение, текст реформ будет представлен на всеобщее голосование нашего народа, потому что, как я подчеркнул во время встреч, у меня самого пока нет окончательной уверенности, и по двум важнейшим вопросам, связанными со стабильностью и безопасностью и управлением вооруженными силами я пока четкой картины не вижу. Когда картина прояснится, тогда я приму окончательное решение», - заявил Саргсян.
На пресс-конференции, на которой присутствовали десятки иностранных журналистов, Серж Саргсян заявил, что обсуждение конституционных реформ проводится максимально прозрачно, напомнив, что по этому вопросу он провел встречи с представителями более десятка партий. «Я направил приглашения, также подчеркнув их политическую значимость», - сказал президент.
На уточняющий вопрос Радио Азатутюн, почему в таком случае не был приглашен представленный в парламенте «Армянский национальный конгресс», Серж Саргсян ответил: «Если партия каждый день, чтобы не забыть, а во многих случаях по два раза в день заявляет, что не имеет желания встречаться со мной, тем более обсуждать эту тему, какая была необходимость в том, чтобы ее приглашать? Я считаю, что в любом случае вольно или невольно АНК будет участвовать в обсуждениях. Высказывание против – это тоже обсуждение. Все не могут быть за».
На встрече не было обойдено стороной и неожиданное решение Сержа Саргсяна отказаться от Соглашения об ассоциации с Евросоюзом и присоединиться к Евразийскому экономическому союзу. Это решение было принято, исходя из чисто прагматических расчетов, пояснил президент, добавив, что в случае неприсоединения к инициированному Кремлем союзу Армения могла понести огромные потери.
«Какое решение я должен был принять?... как вы думаете, граждане Армении готовы были сегодня платить 350 долларов за газ, они готовы были затянуть пояса на ближайшие 5-10-15 лет, жить еще хуже, но иметь договор о свободной торговле? Исходя из каких-то политических мотивов, я должен был принять решения, которые приведут тысячи семей к банкротству, чтобы потом хвалить себя и говорить, что я принял правильное решение, заключил соглашение с цивилизованной Европой…», - сказал Саргсян.
Прозвучал вопрос о том, как президент относится к тому факту, что стратегический союзник Армении Россия с одной стороны продает оружие Армении, а с другой – ее противнику Азербайджану. Серж Саргсян во второй раз публично заявил, что армянскую сторону этот факт беспокоит, более того, он сказал, что это может негативно повлиять на армяно-российские отношения.
«И здесь проблема даже не в качестве вооружений, проблема в том, что стоящий на нашей границе или линии соприкосновения армянский солдат осознает, что его пытаются уничтожить из российского оружия. Это самое плохое», - сказал президент Армении.
На посвященном 100-й годовщине Геноцида армян международном медиафоруме турецких журналистов интересовала судьба армяно-турецких протоколов. Корреспондент газеты «Заман» спросил, окончательно ли официальный Ереван отказался от примирения, отозвав протоколы из парламента.
«Я не закрывайте окно для примирения. Я мог бы отозвать подпись из-под протоколов, а не отзывать их из парламента. Этим шагом мы еще раз хотели обратить внимание властей Турции на этот факт, а также внимание руководителей и официальных лиц тех государств, которые были убеждены, что если бы мы попытались установить отношения с Турцией без предусловий, то турецкая сторона несомненно на это пошла бы», - сказал президент.
Серж Саргсян не исключил, что Анкара могла бы ратифицировать протоколы, если бы не было азербайджанского фактора.