Ссылки доступа

Нильс Муйжниекс: «В Армении нет доверия к системе правосудия»


Նիլս Մուժնիեկս․ «Հայաստանում արդարադատության համակարգի նկատմամբ վստահություն չկա»
please wait

No media source currently available

0:00 0:04:45 0:00

Комиссар Совета Европы по правам человека Нильс Муйжниекс сегодня опубликовал доклад, в котором подвел итоги своего октябрьского визита в Армению. В этой связи директор армянской службы Радио Свобода (Радио Азатутюн) Грайр Тамразян побеседовал с комиссаром СЕ по правам человека. Представляем отрывок из интервью:

Радио Азатутюн: Г-н комиссар, давайте обратимся в одному из судебных дел, представляющих большой общественный интерес. Речь идет о деле Шанта Арутюняна. Вы о нем слышали, он и его сторонники вышли на улицы и озвучивали призывы к революции, однако в конце концов были арестованы и приговорены к лишению свободы. Многие оппозиционеры в Армении считают, что это дело носит политический характер. В связи с этим делом есть еще один вопрос: сын Шанта Арутюняна, которому всего 14 лет. Каково Ваше мнение по поводу этого судебного дела, имели ли власти право судить также и его сына?

Нильс Муйжниекс: У меня нет возможности углубляться в подробности каждого конкретного дела, однако меня заинтересовало дело сына Шанта Арутюняна, потому что мы имеем дело с ребенком, которому было 14 лет на тот момент, когда происходили события. И я был потрясен, когда узнал, что ему грозит длительный срок лишения свободы. Иными словами, к нему не отнеслись как с ребенку. И вообще, необходимо реформировать законодательство, касающееся несовершеннолетних, сделать его более благоприятным для детей. После моего визита я с удовлетворением узнал, что сын Арутюняна был приговорен к условному сроку и освобожден, ему заключение не грозит. Я очень рад слышать это. Я думаю, это был хороший, мудрый и человечный приговор. Однако хотел бы знать, сколько еще есть подобных случаев, когда несовершеннолетним грозит длительный срок заключения. Считаю, что когда мы имеем дело с подобными молодыми людьми, их арест является ошибкой. Это социальная проблема, они нуждаются в содействии, социальном вмешательстве.

Что касается другого поднятого Вами вопроса - о восприятии избирательного правосудия, то это тема, к которой мы обратились в нашем докладе. Мы получили многочисленные сигналы о том, что оппозиционеры чувствуют, что правосудие не применяется в равной мере ко всем, и те, кто критикуют власти, приговариваются к длительным срокам, а те, кто имеют тесные отношения с властями, либо с легкостью освобождаются, либо получают мягкое наказание. Это вопрос, которым власти должны заняться. Это требует долгосрочного решения. Во всех слоях общества в Армении нет доверия к системе правосудия. Вот почему в системе правосудия должен быть поднят уровень профессионализма и независимости судей, о чем я написал в докладе. Это может помочь преодолеть восприятие избирательного правосудия.

Радио Азатутюн: Еще один вопрос – дело «1 марта». В 2008 году состоялась акция протеста, которая была подавлена силой, 10 человек погибли вследствие столкновений с полицией и службами безопасности. И это дело все еще остается в подвешенном состоянии, расследование вперед не продвигается, а родственники погибших продолжают требовать правосудия. Они также требуют компенсации, однако до сих пор от государства ничего не получили. Что Вы думаете по этому поводу? По этому вопросу некоторые дела сейчас находятся в Европейском суде. Как Вы это прокомментируете?

Нильс Муйжниекс: Я считаю, что здесь мы имеем дело с очень серьезными нарушениями прав человека, в частности, с нарушением права на жизнь, запретом на плохое обращение. После этих событий прошло 7 лет, это слишком долгий срок для любого расследования. Я во время своего визита поднял этот вопрос на встречах с рядом собеседников и выяснил, что все еще проводятся разного рода следственные действия. Считаю, что это серьезная проблема, которая должна быть решена. В противном случае мы будем иметь дело с ситуацией безнаказанности в случае серьезных нарушений прав человека, что может только поощрить подобные нарушения в будущем. Моя позиция четкая: расследование по этому делу должно быть быстро доведено до завершения, виновные должны быть призваны к ответственности, а требования родственников погибших должны быть удовлетворены.

Радио Азатутюн: Спасибо, г-н комиссар. Еще один вопрос: в каком направлении, по Вашему мнению, движется система правосудия Армении и есть ли какие-нибудь позитивные признаки?

Нильс Муйжниекс: Ну, я вижу некоторые позитивные признаки, в частности, повысилось понимание того, что необходимо серьезно подойти к вопросу исключения несправедливого, плохого обращения в отношении граждан со стороны правоохранителей. Я хотел бы, чтобы это понимание вылилось в конкретные шаги. Я также вижу, что выросло понимание того, что необходимо снизить влияние президента, премьер-министра на систему правосудия и правовые процессы. Это, думаю, положительный сдвиг, однако необходимы конкретные шаги, чтобы у людей восстановилось доверие к системе правосудия.

Радио Азатутюн: В данный момент существует ситуация, когда исполнительная власть может делать все, что пожелает. Мы, как будто, имеем дело с «телефонным правосудием». Они могут взять трубку и сказать: этого человека будете судить так. Как Вы это прокомментируете?

Нильс Муйжниекс: На самом деле, я больше слышал утверждения не о «телефонном правосудии», а о давлении со стороны вышестоящих судей на нижестоящие судебные инстанции. Но нужно сказать, что Совет Европы в прошлом обращался к вопросу влияния президента на систему правосудия, и было отмечено, что роль президента в вопросах назначения, продвижения по службе и увольнения судей должна быть значительно ограничена и что она сейчас слишком велика. Это ясно для всех, и я хотел бы видеть изменения в этом вопросе.

XS
SM
MD
LG