Президент Соединенных Штатов Барак Обама в воскресенье дал интервью телеканалу CBS, которое заняло центральное место в американском воскресном новостном потоке. Интервью было посвящено стратегии США в войне против радикальной группировки "Исламское государство".
"Американская разведка недооценила силы "Исламского государства", – сказал Обама. В то же самое время, добавил он, "США переоценили боеспособность иракской армии". Говоря о Соединенных Штатах, Обама имел в виду не предшественника на посту главы государства, а свою собственную администрацию. Самокритика в год выборов в Конгресс хороша хотя бы тем, что ослабляет критику, исходящую из лагеря оппозиции. Да и без минимального покаяния невозможно объяснить избирателям, почему хозяин Белого дома возобновляет боевые действия в Ираке, откуда всего три года назад он вывел все американские войска, объявив это своей большой политической победой.
Вместе с тем важная часть долговременного решения проблемы лежит в политической плоскости
По словам Обамы, "наша стратегия в отношении Ирака и Сирии будет смешанной. Частично военной: мы должны принудить исламистов покинуть районы, которые они заняли; уничтожить их командные пункты, склады оружия и горючего. Частично экономической: мы захлопнем перед ними все двери в мировую банковскую систему. Часть ответственности также ляжет на спецслужбы, которые сделают все, чтобы максимально затруднить боевикам переезды из стран постоянного проживания в Ирак или Сирию. Вместе с тем важная часть долговременного решения проблемы лежит в политической плоскости".
Под политической составляющей Обама подразумевает формирование в Сирии, Ираке и в целом в масштабах всего арабского Ближнего Востока инклюзивных правительств, которые будут представлять все группы общества. И тем самым лишат экстремистов опоры среди населения. Отсюда постоянные заявления администрации и ее сторонников, что проблема исламского радикализма не имеет чисто военного решения. А коль скоро это так, то США и их европейским союзникам не потребуется заново вводить сухопутные войска в Междуречье.
На то, что в самокритике и покаянии Барак Обама весьма сдержан, указывает отсутствие в телеинтервью сомнений насчет целесообразности вывода всех американских боевых частей из Ирака в 2011 году
На то, что в самокритике и покаянии Барак Обама весьма сдержан, указывает отсутствие в телеинтервью сомнений насчет целесообразности вывода всех американских боевых частей из Ирака в 2011 году – многие независимые эксперты, не говоря уже о республиканцах, считали этот шаг по меньшей мере поспешным. Не стал президент полемизировать и с теми оппонентами, которые корят его за нежелание вовремя осадить своего ставленника в Багдаде Нури аль-Малики, проводившего антисуннисткую политику, подтолкнувшую вторую по величине общину в Ираке в сторону исламистов. Позиция президента сводится к тому, что политический консенсус, сложившийся в Ираке на момент вывода американских войск, сохранялся бы и по сей день, не будь в соседней Сирии кровопролитнейшей гражданской войны, в которой побитая "Аль-Каида" переформатировалась в "Исламское государство" и возвратилась в Ирак как окрепшая и грозная сила.
Белый дом пока не отвечает на вопрос, поднятый журналистами CNN, во что может переформатироваться "Исламское государство", если коалиция обломает его так же, как "Аль-Каиду". В минувшую пятницу помощник Обамы по национальной безопасности Сюзан Райс приняла делегацию, представляющую умеренное крыло в сирийском движении сопротивления, которое США намерены обучать и вооружать. С тем чтобы в какой-то момент оно стало по-настоящему боеспособным и разбило как армию Башара Асада, так и формирования исламистов. Но это дело отдаленного будущего. В обозримой же перспективе армия Асада может переключиться с радикалов, которыми занята Америка, на умеренную оппозицию, и уничтожить ее, прежде чем планы администрации Обамы начнут приносить плоды.
В год выборов в Конгресс межпартийная борьба в США настолько накалена, что отличить "электоральные" мотивы в расчетах администрации от сугубо стратегических совсем не просто
В год выборов в Конгресс межпартийная борьба в США настолько накалена, что отличить "электоральные" мотивы в расчетах администрации от сугубо стратегических совсем не просто. Белый дом, согласно распространенному мнению, до сих пор идейно привержен тезису, что у США нет нравственного императива вмешиваться в сирийские дела, как нет у них в Сирии фундаментальных военно-политических интересов. Что касается гражданской войны, то оптимальным, с точки зрения Америки, является затягивание ее на неопределенный срок; победа той или иной стороны невыгодна Соединенным Штатам. Как бы в подтверждение правоты этого тезиса авиация ближайших союзников США – Англии и Франции – работает только в Ираке, избегая Сирии. Полумеры, на которые пошла администрация, адепты real politik относят на счет средств массовой информации, которых они обвиняют в раздувании истерии вокруг варварских казней "Исламским государством" американского и британского заложников.
Если президент действительно намерен раз и навсегда покончить с группировкой "Исламское государство", в Ирак и Сирию в какой-то момент должны быть введены сухопутные силы
Белый дом отказывается испрашивать разрешение Конгресса на ведение воздушной войны, заявляя, что все необходимые на это законодательные санкции он унаследовал от администрации Буша-младшего. Республиканцы, желая продемонстрировать электорату свое реальное влияние на администрацию, добиваются от нее внесения такой заявки. Что в очередной раз, правда, в завуалированной форме, подтвердил в интервью телеканалу ABC спикер Палаты представителей Джон Бейнер. "Если президент действительно намерен раз и навсегда покончить с группировкой "Исламское государство", в Ирак и Сирию в какой-то момент должны быть введены сухопутные силы. Если это будут силы союзников – прекрасно, если нет – вакуум обязаны заполнить американские солдаты. Выбора у нас здесь нет".
По словам Бейнера, "я бы на месте президента не стал декларировать, что никогда снова не отправлю войска на Ближний Восток". Спикер, как отмечают комментаторы, хочет участвовать в выработке внешней политики и, по сути, говорит Обаме следующее: пока вы ведете воздушную войну, вы можете не консультироваться с Конгрессом. Но одними воздушными ударами победы не добиться. Если же вы на самом деле хотите победить, то вам нужна наша санкция.
Радио Свобода