Ссылки доступа

Увеличилось число военных уголовных преступлений


Министр обороны Армении Сейран Оганян встречается с пограничниками, 2012 г․
Министр обороны Армении Сейран Оганян встречается с пограничниками, 2012 г․

В 2008-2013 гг. неуклонно росло число военных уголовных преступлений, в случае отдельных преступлений их число увеличилось примерно в полтора раза. Эти данные приведены в опубликованном сегодня в Ереване докладе, посвященном проблемам дисциплины в армии.

Вместе с тем, авторы доклада отмечают, что за последние пять лет в вооруженных силах сократилось число дисциплинарных наказаний.

Как подчеркнула в беседе с Радио Азатутюн Айкуи Арутюнян, руководитель общественной организации «Защита прав без границ», проводившей данное исследование, в подавляющем большинстве случаев львиная доля вины лежала на офицерах воинских частей.

«Институт офицерства больше самоутверждается не в военном деле, за счет профессионализма, а по неуставным правилам. В результате возрастных различий, подобного мышления получается, что офицеры делают все, чтобы решать вопросы по неуставным правилам, в итоге получается, что они сами становятся их распространителями», - сказала Арутюнян.

Не называя имен, доклад приводит слова солдат. «Самая большая несправедливость в армии заключается в том, что нет равенства. То есть, к одному относятся хорошо, к другому – плохо. Один может опоздать на построение, на это не обратят внимания, ничего не скажут, а другого за то же самое отправят на губу [гаптвахту – ред.]».

Другой военнослужащий охарактеризовал это так: «Все носят одинаковую форму, но люди разные: знакомый, хороший, с духом, скромный, умный парень, дурак...».

«Нарушения простительны для всех тех, кто проявил особое отношение к службе и командирскому составу. Выражаясь их же языком, они признаны «хорошими парнями», следовательно они не могут удостоиться того же отношения», - отметила руководитель организации «Защита прав без границ».

Правозащитник офиса омбудсмена Армении по вопросам военнослужащих Армен Григорян говорит, что омбудсмен также больше всего жалоб о дискриминационном отношении получает от солдат.

По оценке авторов исследования, внутренний «устав» подобных неуставных отношений в армии не позволяет солдатам жаловаться, тем более давать показания. За это их в воинской части изолируют, будут оказывать давление. Айкуи Арутюнян говорит, что эту картину завершают суды, как привило, утверждающие обвинения, полученные из прокуратуры.

«Обвинительное заключение, представленное военной прокуратурой, фактически получает вид обвинительного приговора. Из 204 подсудимых в отношении 200 было применено уголовное наказание», - подчеркнула Арутюнян.

На презентации доклада присутствовал заместитель начальника следственной службы Министерства обороны Перч Айвазян. В беседе с Радио Азатутюн полковник категорически исключил, что эти отношения также влияют на расследование дел.

«Ничего подобного нет. Действует лишь верховенство закона. Все сотрудники следственной службы руководствуются лишь требованиями закона», - заявил он.

На замечание, что такую оценку дают и общественные организации, к примеру, обвиняя следственную службу в пристрастности, в замятии дел, Перч Айвазян повторил, что закон одинаков для всех, «во всяком случае, следственная служба никаких различий не ставила».

Полковник заверил, что то же самое можно сказать и в случае многих дел, квалифицированных как самоубийство.

На вопрос, почему в таком случае десятки матерей, потерявших своих сыновей, годами перед зданием правительства требуют справедливости, Айвазян ответил: «Вы снова задаете тот же самый вопрос. Где вы видели доказательства плохой работы нашего ведомства? Если имело место самоубийство, несколько человек были осуждены по этому делу за неуставные отношения, но лицо совершило самоубийство, что еще мы можем здесь сделать, чего не сделали?»

XS
SM
MD
LG