Ссылки доступа

Пытки и похищения в «новом» Крыму


Офицер ВМС Украины и члены "крымской самообороны"
Офицер ВМС Украины и члены "крымской самообороны"
Официальный Киев обеспокоен участившимися в Крыму похищениями, издевательствами и пытками украинских военных, активистов Евро- и Автомайдана, крымских татар. Украинские власти недавно обратились в Европейский суд по правам человека с заявлением против России в связи с введением российских войск в Крым, и правозащитники полагают, что вердикт суда в Страсбурге будет в пользу Украины.

После того как 19 марта представители крымской “самообороны” взяли штурмом штаб Военно-морских сил Украины в Севастополе, российские военные захватили в плен командующего ВМС адмирала Сергея Гайдука. Вечером в этот день Киев выдвинул самопровозглашенным властям Крыма ультиматум. В нем говорилось, что, если не будут освобождены все заложники, как военные, так и гражданские, украинские власти предпримут адекватные меры, "в том числе технического и технологического характера". Утром 20 марта на административной границе между Крымом и Херсонской областью отпустили адмирала Гайдука и семерых активистов. Их держали почти неделю в карцере, где можно было только стоять, несколько дней не кормили, не давали воду и пытали.

Нас держали сутки, периодически пытали и допрашивали, приставляя к голове оружие
Больше других досталось организатору крымского Евромайдана Андрею Щекуну. Его пытали на электрическом стуле, по нему стреляли с травматического оружия – по пальцам, рукам и ногам. Еще один освобожденный – сын бывшего министра обороны Украины Анатолия Гриценко Алексей. Активист Автомайдана и двое его соратников пропали в Крыму 13 марта, когда развозили гуманитарную помощь по украинским воинским частям. “За нами была погоня четырех машин, затем нам перекрыли дорогу, начали стрелять, вытащили нас из машин, бросили на землю, забрали деньги и все, что у нас было. После этого нас отвезли в областной военкомат в Симферополе. Там нас держали сутки, периодически пытали и допрашивали, приставляя к голове оружие. Они спрашивали: связаны ли мы с "Правым сектором", кто нас финансирует? Пугали нас тем, что отвезут к Кадырову в Чечню”, – сообщил Алексей Гриценко.

На прошлой неделе из плена удалось вырваться и двум активисткам Автомайдана – Екатерине Бутко и жительнице Ялты Александре Рязанцевой. Их автомобиль задержали на блокпосту при въезде в Крым самообороновцы и беркутовцы. После того как в багажнике нашли украинский флаг, а у Александры на руке обнаружили татуировку, посвященную Небесной сотне Майдана, девушек задержали. "Они мне хотели отрезать руку, они отрезали волосы мне. Женщин начали таскать за волосы, Катю Бутко били прикладом, нам говорили: "Бегите в поле, мы будем по вам стрелять, кому повезет – раним, кому нет – убьем", – рассказала на пресс-конференции Александра Рязанцева.

Из Армянска пленниц перевезли под Севастополь, где держали в одиночных камерах в одной из воинских частей российского Черноморского флота. Девушки говорят, что своим спасением обязаны соратникам по Автомайдану, поднявшим тревогу. До сих пор остается неизвестной судьба около десяти крымских пленников, в том числе двух телеоператоров проекта “Вавилон-13” – Ярослава Пилунского и Юрия Грузинова. Слово сопредседателю харьковской правозащитной группы Евгению Захарову:

То, что происходит в Крыму, – грубейшее нарушение прав человека
– То, что происходит в Крыму, – грубейшее нарушение прав человека. Таких нарушений до известных событий на киевском Майдане на Украине не было. Речь идет о насильственных исчезновениях (до сих пор неизвестна судьба исчезнувших в Крыму девяти человек), пытках, незаконных задержаниях. Местные правоохранительные органы фактически не выполняют своих функций, в частности, не занимаются поиском пропавших. Хотя после телефонного разговора министров обороны Украины и России часть людей сразу же нашлась. То есть власти автономии знали, где находятся пленные. Можно обращаться в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) с заявлениями о срочных мерах по статье 39 регламента суда. Речь идет о том, что ЕСПЧ, если он посчитает нужным, обратится к правительству страны с тем, чтобы были приняты срочные меры по розыску людей, по прекращению исчезновений, по расследованию этих преступлений. Наши адвокаты уже писали такие заявления, и было первое решение ЕСПЧ по делу отпущенного крымской “самообороной” на свободу Анатолия Ковальского. Неделю назад Украина обратилась в ЕСПЧ с заявлением против России в связи с введением российских войск на территорию Крыма. И в соответствии с правилом 39 решение о срочных мерах было принято.

– Какие претензии могут быть предъявлены России Европейским судом в Страсбурге?

– Решение ЕСПЧ будет констатировать нарушение определенных статей Европейской конвенции по правам человека и будет назначена компенсация, думаю, что размер компенсации будет очень большим. Очень важно значение такого решения. Если ЕСПЧ будет признано, что Россия совершила агрессию в отношении Украины и при этом грубо нарушила международное право и права человека, то это будет иметь большой моральный эффект, это сразу поставит российское государство в положение изгоя. Такое решение ЕСПЧ, в частности, может стать основанием для введения санкций против России Советом Европы, – считает правозащитник Евгений Захаров.

Радио Свобода
XS
SM
MD
LG