Ссылки доступа

«Афган»: Человеческая трагедия геополитического капкана


Эрнест Варданян
Эрнест Варданян
15 февраля 1989 года официально завершился начатый в мае 1988 года вывод советского воинского контингента с территории Афганистана. Закончился самой затяжной и самый кровопролитный после Великой Отечественной войны конфликт с участием советских войск. Спустя четверть века не стихают споры по поводу причин и последствий этого трагического периода в истории советской страны.

В целом мнения об афганской войне можно сгруппировать так: «СССР вел справедливую войну у своих границ для защиты от враждебного влияния моджахедов и их западных приспешников» и «СССР совершил агрессию против суверенного государства для расширения сферы влияния». Такие подходы, однако, игнорируют три очень важных аспекта: истинные причины, побудившие Советский Союз войти в Афганистан, собственно военные задачи, выполненные там советскими солдатами, и содействие СССР в социально-экономическом развитии страны.

24 декабря 1989 года Второй съезд народных депутатов СССР назвал афганскую войну «авантюрой», которая заслуживает морального и политического осуждения. Это очень не понравилось воинам-интернационалистам. Между тем, и сегодня есть мнения о том, что подобная интерпретация трагической войны, по меньшей мере, неуместна.

Так, в интервью изданию «Кирилл и Мефодий» вице-президент Академии геополитических проблем Константин Соколов заявил, что «за 10 лет присутствия в Афганистане мы не просто преодолели весь первоначальный негатив и недоверие, но и благодаря Советскому Союзу в Афганистане появился слой образованных людей».

С ветеранами войны в Афганистане солидарен и политолог, председатель наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов. В интервью тому же изданию он назвал кампанию 1979-1989 годов «блестящей военной операцией, которая до сих пор остается образцовой для всех конфликтов подобного рода». «Это одна из самых удачных в том числе и для советской армии операций, где наши военные очень быстро научились беречь человеческие жизни и решать незначительными силами колоссальные по сложности задачи, - пояснил эксперт. – Фундаментальной спецификой присутствия ограниченного контингента советских войск в Афганистане стало то, что фактически это был процесс подготовки развития Афганистана, то есть не военный, а именно социально-хозяйственный процесс, как это ни покажется кому-то парадоксальным».

И всё-таки, что это была за война? Для чего Советскому Союзу понадобилась эта крупнейшая после 1945 года военная операция? Был внутренний афганский фактор – борьба просоветских сил в Кабуле в лице Нурмухаммада Тараки и Бабрака Кармаля с исламскими моджахедами и оппозиционными силами Хафизуллы Амина, который, однако, заигрывал с Москвой, ведя двойную игру. Был внутренний советский фактор – борьба за влияние на Леонида Брежнева с целью одобрения ввода войск в Афганистан. Наконец, был внешний геополитический фактор – желание США, если выражаться словами Збигнева Бжезинского, «наказать СССР за Вьетнам».

К концу 70х годов ХХ века СССР практически достиг ядерного паритета с США, и двухполюсный мир казался незыблемым. Договор ОСВ-1 от 1972 года и Хельсинское совещание по безопасности и сотрудничеству 1975 года стали важнейшими событиями периода разрядки, зафиксировав долгожданное примирение капиталистического и социалистического лагеря.

Однако в дальнейшем история распорядилась иначе. Параллельно с подготовкой Договора ОСВ-2 во второй половине 70х годов Советский Союз приступил к модернизации ракетных систем, начав замену старых моделей на новые – СС-20, которые не входили в рамки договоренностей. Советские ракеты имели большую, чем их американские «сестры», дальность, и этот шаг вызвал обеспокоенность в НАТО. Сначала ФРГ, а потом США заявили о том, что СССР нарушает паритет и хочет добиться военного превосходства.

Ситуация изменилась в сторону ухудшения после прихода в США в январе 1977 года администрации демократа Джимми Картера. Достаточно мягкий президент, он попал под влияние своего помощника по национальной безопасности Збигнева Бжезинского, ярого ненавистника Советского Союза. Когда в 1978 году в Афганистане произошла «Апрельская революция», после которой в Кабуле установился просоветский режим, Вашингтон по подсказке Бжезинского начал оказывать противникам режима военную помощь.

Об этом рассказал сам дипломат в интервью французскому изданию «Le Nouvel Observateur» в 1998 году. «Согласно официальной версии этой истории, помощь ЦРУ моджахедам началась в 1980 году, то есть уже после вторжения Советской армии в Афганистан 24 декабря 1979 года, - сказал Бжезинский. – Но реальность, строго соблюдаемая до сегодняшнего дня, совершенно другая. На самом деле президент Картер 3 июля 1979 года подписал первую директиву по секретной помощи оппонентам просоветского режима в Кабуле. И в тот самый день я написал президенту записку, в которой объяснил, что, по моему мнению, эта помощь должна была вызвать советскую военную интервенцию». После этого американский стратег польского происхождения многозначительно добавил: «Мы не заставляли русских вторгаться, но мы сознательно увеличивали возможность того, чтобы они это сделали». (Смотрите оригинал интервью на французском языке).

То есть США сознательно помогали афганским моджахедам, не только усугубляя междоусобицу в этой непокорной стране, но и создавая предпосылки для советского ответа на эти вызовы. При этом бывший глава резидентуры ЦРУ в Афганистане и Пакистане Милтон Бирден в интервью каналу «Россия» сказал, что за время операции «Циклон» - спецоперации ЦРУ по помощи моджахедам – было потрачено 5-6 млрд. долларов только со стороны США. «За каждый доллар от американцев один доллар давали саудовцы», - подчеркнул Бирден, прямо указывая на еще одного «архитектора» антисоветской геополитической операции.

Однако не все считают, что афганской ловушкой Москва «обязана» исключительно американцам и Бжезинскому. Российский военный публицист и журналист Владислав Шурыгин полагает, что главным сторонником – а посему, и виновником афганской трагедии, - был не кто иной, как председатель КГБ СССР (в 1979 году), впоследствии Генеральный секретарь ЦК КПСС Юрий Андропов. Во время оперативного совещания у Леонида Брежнева военачальники высказались о нецелесообразности ввода войск в Афганистан, полагая, что внутренние противоречия в этой стране должны быть урегулированы силами самих афганцев.

В этот момент, пишет Шурыгин, вмешался Андропов. «Опираясь на некие «данные агентуры», он заявил, что ЦРУ США в Турции … проводят операцию по созданию «Новой Великой Османской империи» с включением в нее южных республик из состава СССР, что США уже подготовили батареи ракет «Першинг» к тому, чтобы в ближайшие месяцы развернуть их в Афганистане, и это ставит под угрозу наши стратегические объекты, в том числе космодром Байконур, что после переворота в Афганистане Пакистан готов начать разработку афганских урановых месторождений для создания ядерного оружия. После этого выступления Брежнев свернул дальнейшую дискуссию и приказал готовить операцию по вводу войск», - отметил Шурыгин.

Публицист считает абсурдной ссылку Андропова на «агентурные данные», т.к. позиции советской разведки в США были достаточно сильными. «Совершенно очевидно, что Андропов не мог не знать, что никакие ракеты к переброске в Афганистан не планируются и что «атомный проект» Пакистана проводится не с помощью афганских месторождений, а с помощью южноафриканских месторождений и научного потенциала ЮАР», - написал далее Шурыгин.

Обратимся к другому автору. Известный публицист Леонид Млечин в книге «Юрий Андропов: Последняя надежда режима» (Москва, 2008 г.) рассказал, что Андропов создал своего рода триумвират с министром обороны СССР Дмитрием Устиновым и министром иностранных дел Андреем Громыко. «Советские войска ввели в Афганистан, когда Брежнев был уже совсем болен и оставался лишь номинальным главой государства. Если бы Брежнев был в порядке, он, скорее всего, не дал бы Андропову, Устинову и Громыко втянуть страну в афганскую авантюру. … Генеральный секретарь лишился способности трезво оценивать ситуацию», - написал Млечин (стр. 306).

«Андропов и Крючков (будущий председатель КГБ) в Афганистане попались в ловушку своего ведомства, которое соблазнило их простотой решения проблемы: убрать Амина, привезти в Кабул своего человека Кармаля и поставить его у власти. Тайные операции чрезвычайно соблазнительны простотой, дешевизной и секретностью. Потом, правда, все оказывается иначе, но ведь это потом... Аналитический аппарат КГБ оказался неспособным просчитать последствия ввода войск не только в самом Афганистане, но и вокруг него: прежде всего реакцию исламского мира», - добавил публицист.

С последним утверждением Млечина я соглашусь лишь отчасти. Ибо к 70м годам исламский мир, будь то Саудовская Аравия, Иран, Пакистан, Турция, Египет или Ирак, окончательно стал частью региональной политики США и Великобритании. Поэтому реакция мусульман на ввод советских войск в Афганистан, будучи предсказуемо враждебной, тем не менее, являлась лишь функцией от геостратегических маневров НАТО.

Эта война, став трагедией для десятков тысяч советских солдат и миллионов афганцев, открыла мрачную страницу в мировой политике последних десятилетий. «Талибан» и Усама бин Ладен, международный радикальный ислам и наркоторговля – этим и другим ужасам современности мы обязаны последствиям ухода советских войск из Афганистана. Оставив страну, которую не смогли покорить британцы в XIX веке, а в веке XXI так и не сумели обуздать американцы, «шурави» оставили один на один противоборствующих полевых командиров. Радикальные пуштуны и умеренный «Северный альянс» принялись методично уничтожать друг друга, а возникший в 1994 году ультрарадикальный «Талибан» стремительно захватил власть в стране, превратив ее в исламский эмират.

Положение в Афганистане в равной степени является следствием авантюрности советского руководства и цинизма американских «ястребов». В 2014 году западная коалиция выведет свой контингент из Афганистана, и эксперты не сомневаются в том, что там снова возьмут верх талибы. Интересно, Збигнев Бжезинский хотя бы в глубине души осознает, к чему привела пролоббированная им секретная директива Картера от 3 июля 1979 года? А ныне здравствующие Горбачев (ставленник Андропова, между прочим) и Шеварднадзе понимают, к чему привела сдача ими Кармаля и Наджибуллы? Вопросы, одни вопросы…

Radio Europa Liberă
XS
SM
MD
LG