Ссылки доступа

По прогнозу Томаса де Ваала, «акции протеста в Армении станут носить серьезный характер»


Директор Армянской служба Радио Свобода Грайр Тамразян (слева) и ведущий аналитик вашингтонского Фонда «Карнеги» Томас де Ваал
Директор Армянской служба Радио Свобода Грайр Тамразян (слева) и ведущий аналитик вашингтонского Фонда «Карнеги» Томас де Ваал
Акции протеста в Армении продолжатся, и наступит время, когда эти акции станут носить серьезный характер. Об этом в интервью директору Армянской службы Радио Свобода (Радио Азатутюн) Грайру Тамразяну заявил ведущий аналитик вашингтонского Фонда Карнеги, эксперт по Кавказу Томас де Ваал.

Де Ваал отметил, что армяне традиционно не поднимают восстание из-за социальных проблем. Кроме этого, эмиграция также приводит к смягчению напряженности – часть людей, которые могли бы выйти протестовать на улицы, предпочитают покинуть страну, считает эксперт.

«Акции протеста в Армении продолжатся. И как в любом обществе, трудно предсказать, из-за чего конкретно они будут возникать. Но я не думаю, что они будут происходить из-за социальных проблем. Люди выйдут на улицы из-за политической проблемы. Мы можем предугадать непредсказуемое, потому что большинство населения недовольно ситуацией в стране, в то время как основные оппозиционные силы не смогли консолидировать общественное недовольство, - отметил эксперт и добавил: Но мы сможем стать свидетелями спонтанно возникающей ситуации, когда из-за какой-нибудь конкретной проблемы люди выйдут на улицы, и наступит время, когда эти акции протеста станут носить серьезный характер. Будет ли это в 2014 году – может быть и нет, но в один день это может произойти в Армении».

Говоря о решении властей Армении вступить в инициированный Россией Таможенный союз, американский эксперт отметил, что Армения взяла обязательство вступить в Таможенный союз, но это длительный процесс.

По его словам, Армения, и конкретно президент Серж Саргсян, желала оставить открытыми свои возможности, она хотела сотрудничать и с Европой, и с Россией, но фактически по политическим причинам, и, конечно, под давлением России, Армения была вынуждена сделать выбор, и выбрать Россию.

«Но я считаю, что есть множество вопросов, связанных с Таможенным союзом, в том смысле, насколько жизнеспособным он будет. Мы уже видим некоторые противодействия и неудовольствия со стороны президента Казахстана Назарбаева и президента Белоруссии Лукашенко. Каждый из них имеет свои собственные, отличающиеся от других взгляды на Таможенный союз. Они считают его скорее средством углубления экономического сотрудничества. Такова, в частности, позиция Казахстана. Тогда как для Владимира Путина это скорее, так сказать, политический проект. Так что, думаю, мы увидим некоторые проблемы касательно Таможенного союза, и вопросы о том, состоится ли этот союз вообще, продолжают оставаться»,- отметил эксперт.

Томас де Ваал считает, что решение о вступлении в ТС действительно будет иметь определенное влияние в плане внутренней политики.

«Думаю, общественность Армении не настроена так пророссийски, как политическая элита. Народ хочет видеть Россию в качестве гаранта безопасности, общественность выступает за связи с Россией, но за последние 10 лет мы видим, что армянская общественность выросла, и говорит – Армения – это Армения, а Россия - Россия. Она не хочет этих похожих на колониальные отношений с Россией. А это именно то, что дает Таможенный союз»,- отметил де Ваал.

«В то же время, политическая элита, как мы знаем, очень пророссийски настроена, даже если мы посмотрим на бывшего президента Левона Тер-Петросяна - он сделал ряд пророссийских заявлений за последние пару лет. И я считаю, что Серж Саргсян чувствовал это давление- со стороны главы партии «Процветающая Армения» Гагика Царукяна, своего предшественника Роберта Кочаряна, и одной из целей нынешнего решения было избавиться от пророссйских давлений на внутриполитическом фронте, от давлений получения поддержки Кремля в сфере внутренней политики», - добавил аналитик.

Говоря о ситуации вокруг Нагорного Карабаха, сложившейся после решения Армении вступить в Таможенный союз и возобновления армяно-азербайджанского диалога на уровне президентов, Томас де Ваал отметил, что Россия для Армении является основным гарантом безопасности, защитником и союзником. В этой связи согласие на встулпение в ТС, по мнению американского аналитика, имеет также оборонную составляющую, о чем говорил и президент Саргсян.

«Думаю, важно понять, что у Азербайджанп также нет желания вступать в войну. Властям Азербайждана выгодно озвучивать военные угрозы, запугивать армян, это для них полезная тактика, но Азербайджан также продолжает строительство нефтескважин и газопроводов, особенно газопроводов и газовых проектов, в частности проекты с Турцией. Кроме того, президент Алиев сейчас чувствует себя довольно уверенно, новый срок его президентских полномочий только начинается. Так что, положительная сторона встреч двух президентов состоит в том, что воинственная риторика уменьшается: президенты пообещали более уважительно высказываться в адрес друг друга, уменьшить угрозы. Это особенно относится к Азербайджану. Это основной позитивный прогресс, - сказал эксперт, при этом добавив: - Однако я не думаю, что это настоящий и осмысленный процесс урегулирования, где два руководителя ведут переговоры с целью достижения реального мира. Думаю, это больше процесс ради процесса, который преследует цель ослабить напряженность, затянуть принятие значительного решения, успокоить посредников и на самом деле ничего не предпринимать».

Комментируя возможные развития в армяно-турецких отношениях в контексте недавнего визита в Ереван министра иностранных дел Турции Ахмета Давутоглу, де Ваал отметил, что сам факт визита уже был важен, этим было показано, что Давутоглу заинтересован в армяно-турецких отношениях и хочет видеть какие-то развития.

«Визит Давутоглу в Ереван, на мой взгляд, следует оценивать положительно. С другой стороны, если рассматривать его ереванские встречи и обсуждения по сути, то ясно, что между двумя сторонами продолжают оставаться большие разногласия. И на самом деле разногласий даже больше, чем до подписания армяно-турецких протоколов в 2009 году. Дело в том, что Турция решила связать нормализацию отношений с Арменией с карабахским урегулированием и Азербайжданом, в то время как Армения настаивает, что эти два процесса нужно рассматривать по отдельности. Мне известно, что Давутоглу в Ереване довольно убедительно представил свое видение карабахского урегулирования – предложение высести войска из двух районов в обмен на открытие границы и восстановление железнодорожного сообщения. Это программа, которая имеет свою логику, но думаю, Давутоглу нехорошо себе представляет тот факт, что власти и народ Армении отрицательно отнесутся к любой программе по Карабаху, выдвинутой Турцией. Это похоже на разговор со стеной: турки хотят говорить о Карабахе, а армяне – нет».
XS
SM
MD
LG