Ссылки доступа

Давутоглу хотел «нащупать общественные настроения»


Председатель Общественного совета Армении Вазген Манукян
Председатель Общественного совета Армении Вазген Манукян
Председатель Общественного совета Армении Вазген Манукян встретился с министром иностранных дел Турции Ахметом Давутоглу как частное лицо.

В интервью Радио Азатутюн Манукян сообщил, что на встрече, состоявшейся в минувший четверг в ходе визита Давутоглу в Ереван, он представлял не точку зрения Армении или Общественного совета, а свои личные подходы к урегулированию армяно-турецких отношений и нагорно-карабахской проблемы, которые интересовали Давутоглу.

«Просто утром один из членов делегации позвонил мне и спросил, не буду ли я против встретиться, я сказал, что не против. Почему он захотел встретиться или почему делегация организовала такую встречу, я сказать затрудняюсь, но в разговоре с ним у меня сложилось впечатление, что они приехали не столько делать какие-то заявления, сколько нащупать общественные настроения. И с этой точки зрения, видимо, придали важность [встрече со мной]…, как с главой Общественного совета и первым премьер-министром, председателем комитета «Карабах», министром обороны в годы войны, потому что он особо отметил, что ему интересно поговорить с человеком, который был лидером в экстремальные времена», - сказал Манукян.

«Я говорил как частное лицо, - продолжил глава Общественного совета. - И я хотел, чтобы он четко представил себе наше отношение к карабахскому вопросу, к геноциду и к вопросам восстановления или создания наших взаимоотношений».

В ответ на вопрос, была ли эта встреча согласована с президентом Сержем Саргсяном, Манукян сказал, что ни до встречи, ни после нее не сообщал о ней Сержу Саргсяну.

«Я с ним не говорил об этом, никакой необходимости в согласовании не было, ко мне обратились как к частному лицу, и я пошел как частное лицо. Я даже не знаю, осведомлен он [Саргсян] о нашей встрече или нет», - добавил Вазген Манукян.

Несмотря на то обстоятельство, что он лично встретился с министром иностранных дел Турции, Вазген Манукян считает правильным, что официальный Ереван принял Давутоглу с подчеркнутой холодностью. Напомним, президент Серж Сарсгян не принял главу МИД Турции, а министр иностранных дел Эдвард Налбандян после полуторачасовой встречи с ним не сделал какого-либо заявления. В официальном заявлении об этой встрече сказано лишь одно предложение.

«Я считаю положительным и правильным то, что президент не принял Давутоглу и что его приняли холодно, потому что в вопросе этих протоколов, они нас, фактически, грубо говоря, «кинули». Мы пошли по какому-то пути, преодолевая большие сложности, а Турция, фактически, с какого-то момента остановилась, мало того, еще и увязала вопрос Карабаха с этим вопросом. Поэтому наша холодность очень естественна. Конечно, из этого не следует, что если меня приглашали на встречу, я должен был отказаться, потому что в любом случае какие-то контакты должны быть, потому что я не представляю государство. Но со стороны государства эта холодность, на мой взгляд, является очень правильной», - сказал Манукян.

Касаясь самой беседы с Давутоглу, Вазген Манукян рассказал, что, говоря о Геноциде армян, сказал главе МИД Турции, что независимо от того обстоятельства, о чем договорятся между собой правительства двух стран, общественность Армении и Диаспоры будет последовательно продвигать вопрос признания геноцида, особенно со стороны Турции.

«Я рассказал о нашей семье, что мой дед с пятью сыновьями с берега озера Ван, из Мокса, бежав в Армению, добрался лишь с моим отцом. И это были наши повседневные разговоры, то есть мы являемся непосредственными участниками всего этого, и так обстоит дело почти в каждой армянской семье. Помимо исторических воспоминаний, помимо долга перед нашими дедами и отцами, также есть определенная гарантия, что Турция – это то государство, которое не признает совершенный им геноцид, а значит оно продолжает оставаться для нас опасным. А он отметил, что в течение многих лет таких разговоров о геноциде в Турции быть не могло и прочее, конечно, не используя при этом слова «геноцид», но сейчас это обсуждается в обществе, и с этой точки зрения действительно есть сдвиги», - рассказал Манукян.

В беседе с Давутоглу Манукян также коснулся решения Турции закрыть в 1993 году свою границу с Арменией, подчеркнув, что это было недальновидное решение, а Давутоглу с этим частично согласился. «Он признал, что если закрываешь все, то теряешь возможность влиять. Он также сказал, что если бы в 1993 году они были более гибкими, то имели бы больше возможностей влиять на события, происходящие в Закавказье», - сказал Манукян.

Глава Общественного совета также представил главе внешнеполитического ведомства Турции представления армянской стороны в вопросе урегулирования карабахской проблемы, поскольку, как подчеркнул Манукян, Турция неверно представляет себе этот вопрос. В частности, бывший премьер-министр и бывший министр обороны Армении сказал, что вопрос возвращения беженцев, проблема уточнения территорий и границ – это вопрос переговоров, гвоздем проблемы является статус Карабаха.

«Поскольку Алиев неглупый человек, он делает правильный с их точки зрения шаг, считает, что лишь путем войны можно возвратить [Карабах], но я сказал ему как бывший министр обороны, что если начнется война, то это будет очень ожесточенная война, и мы приложим все усилия для того, чтобы одержать победу, как в первый раз приложили усилия и победили, но в эту войну будут втянуты и многие другие страны, и фактически на севере Турции будет взорвавшийся котел, а зачем им это нужно? Они должны четко понимать, что вопрос статуса Карабаха никогда не будет решен путем переговоров, а если Турция будет ждать изменения в вопросе Карабаха, этого без войны не будет. А в случае войны создастся ужасная ситуация в регионе. Они опять так же ошибутся, как в 1993 году», - сказал Вазген Манукян.
XS
SM
MD
LG