Ссылки доступа

Айлисли хочет видеть примирение армян и азербайджанцев


Акрам Айлисли дает интервью Радио Свобода
Акрам Айлисли дает интервью Радио Свобода
«Если умру, не увидев эти две нации вместе, - я такой смерти не хочу», - в интервью московскому изданию «Русский Репортер» говорит азербайджанский писатель Акрам Айлисли.

Корреспондент этого московского издания Шура Буртин специально приехал в Азербайджан, чтобы встретиться с Айлисли, посвятив в итоге автору романа «Каменные сны» объемную статью.

Из нее мы, в частности, узнаем, что свой нашумевший роман, рассказывающий об армянских погромах в Баку зимой 1990 года и о родном селе Айлис, Айлисли решил представить широкой общественности после того, как началась пропагандистская кампания по героизации возвратившегося из венгерской тюрьмы в Азербайджан Рамиля Сафарова – убийцы армянского офицера.

«[Азербайджанские] телеканалы целыми днями показывали, как Сафаров возлагает цветы на могилу Гейдара Алиева и скромно благодарит земляков за поддержку. Даже его свадьба стала всенародной радостью. Увидев все это, старый писатель, живой классик азербайджанской литературы, Акрам Айлисли решил отослать в редакцию журнала «Дружба Народов» рукопись, которая шесть лет лежала у него “в столе”», - пишет корреспондент «Русского Репортера».

Кто никогда армян не видал - те гораздо большие националисты, чем те, кто вместе жил...
Акрам Айлисли
«Когда написал, подумал: не буду пока печатать. А потом решил, что, как бы дорого ни обошлось, надо все-таки идти против того, что происходит, - говорит Айлисли и добавляет: - Человек, который пришел в этот мир, должен отдать миру то, что дал ему Бог. Тот свет, который он получил, - через не знаю какие каналы - он должен оставить в этом мире».

«Самое удивительное, что армяне сейчас к нам относятся гораздо лучше, чем до этой скромной вещи. Конечно, есть и авантюристы, которые бы хотели, чтобы меня здесь убили, чтобы образ дикого народа создавать. Но интеллигенция и огромное количество простых людей смягчились, освободились от злости, подышали как бы», - отмечает писатель.

«Братцы, давайте признаем, что гадости делали! Только после этого возможно идти на что-то хорошее», - призывает Айлисли.

Говоря о преследовании и травле, начавшейся против него в Азербайджане после публикации романа «Каменные сны», писатель признается: «Я, честно говоря, еле остался, у меня ведь сердце не ахти какое. Но я до семидесяти пяти лет дожил, свою жизнь могу подарить — тому, кому нужен мир, нужна человеческая теплота, нормальные отношения с соседями. Но вот мои, моя семья - конечно, они не хотели бы все это терять. Для них сближение наций - это абстрактно. А для меня это вопрос жизни и смерти: если умру, не увидев эти две нации вместе, то я такой смерти не хочу».

«Черт-те что только не говорили: давайте проверим, какая у Акрама кровь. Хотя знают прекрасно, что я чистокровный турок. Говорили, что я Нобелевскую премию хочу получить. Что я на базар что ли товар принес? Но самое обидное, что это говорили от имени народа. Какая-то кабинетная крыса меня учит, что народ думает», - сокрушается Айлисли.

«Я вот с детства от бабушки, матери, дяди слышал только хорошее об армянах. Кто никогда армян не видал - те гораздо большие националисты, чем те, кто вместе жил. У нас редко-редко кто плохое слово скажет - это уже недоделанный идеолог, не нормальный деревенский человек. Если сейчас провести референдум, подавляющее большинство будет за то, чтобы с армянами отношения наладились. Если идеология твердо скажет, что надо налаживать отношения - к вечеру народ уже по-другому будет думать. Народ - шкура та еще, - продолжает писатель, при этом замечая: - Но проблема вот в чем: как только армянский президент или наш пойдут на компромисс - тут же власть потеряют».

«Мы воюем с армянами за землю, а сама земля никому не нужна. Мы с вами товарищи по несчастью. Ни Путин, ни Алиев - не хозяева земли; они хозяева богатства, нефтяные начальники», - замечает Айлисли.

Добавим, что после беседы с Айлисли в Баку корреспондент «Русского Репортера» отправился в родное село писателя – Айлис (бывший Агулис), что в Нахичевани, где его задержали и около трех часов допрашивали сотрудники Министерства национальной безопасности Нахичеванской Автономной Республики.

«Три часа суровый районный кгбшник в скучном кабинете с тремя портретами Ильхама Алиева выясняет, не являюсь ли я армянским шпионом», - пишет журналист.
XS
SM
MD
LG