Ссылки доступа

Факел в космосе


Российский космонавт Михаил Тюрин и японский астронавт Коити Ваката перед стартом. 7 ноября 2013 года
Российский космонавт Михаил Тюрин и японский астронавт Коити Ваката перед стартом. 7 ноября 2013 года
7 ноября с космодрома Байконур к Международной космической станции стартовала ракета-носитель "Союз ФГ" с пилотируемым кораблем "Союз ТМА-11М", на борту которого находится олимпийский факел.

На МКС факел доставляется экипажем очередной экспедиции, в состав которой входят космонавт Роскосмоса Михаил Тюрин, астронавт NASA Ричард Мастраккио и астронавт Японского космического агентства ДЖАКСА Коити Ваката. Они будут работать на орбите более четырех месяцев.

На борту МКС олимпийский факел будет передан командиру станции Федору Юрчихину. 9 ноября российские космонавты Олег Котов и Сергей Рязанский вынесут факел в открытый космос, где они будут работать в течение пяти часов. На Землю олимпийский факел вернется 11 ноября – с космонавтами, покидающими станцию после полугодовой вахты. 7 февраля именно этим факелом в день открытия Игр в Сочи будет зажжен "стационарный" огонь Олимпиады.

Российские СМИ практически единогласно объявили, что доставка олимпийского огня в космос является невиданным доселе событием. Началось это еще до старта "огненной эстафеты", когда ее космическую часть многократно анонсировал президент Оргкомитета "Сочи-2014" Дмитрий Чернышенко. Именно тогда он и пообещал в интервью ИТАР-ТАСС: "Впервые в истории мы планируем отправить олимпийский огонь в космическое пространство. До этого были попытки даже факел отсылать на орбиту, но чтобы огонь отправить – такого не было. Мы сейчас прорабатываем технические возможности этого очень важного с точки зрения позиционирования возможностей России события".

Что же именно будет гореть в безвоздушном пространстве, если это противоречит законам природы?
Эти слова были растиражированы практически всеми российскими СМИ. Но уже тогда зародились первые сомнения, связанные с вопросом: а что же именно будет гореть в безвоздушном пространстве, если это противоречит законам природы?

Вскоре в интервью "Советскому спорту" космонавт-испытатель, Герой России Михаил Тюрин вместо слова "огонь" несколько раз произнес "факел". "Один из этапов эстафеты – доставка огня на космическую станцию. Возможно, в открытый космос. У нас в гидролаборатории есть макет, который похож на настоящий факел. Мы уже тренировались передавать его друг другу. Технические проблемы, конечно, еще есть. Но думаю, что мы сможем отправить факел в космос и доставить его обратно". Именно так и сказал Герой России: "Макет, который похож на настоящий факел".

В день старта, совпавший с датой главного советского государственного праздника, ситуация прояснилась окончательно. Впрочем, секрета не было и раньше: в космос полетел не ОГОНЬ. Полетел только ФАКЕЛ.

Начальник центра подготовки космонавтов Сергей Крикалев в материале Первого канала сказал: "Выход планируется около пяти часов, поэтому сколько они будут в космосе, столько и факел будет. Мы все оборудование, которое выносим в космос, страхуем, поэтому его тоже будут страховать специальным фалом". А корреспондент добавил: "Сам факел гореть, конечно, не будет..."

Таким образом, красиво брошенная в массы высоким олимпийским чиновником история об "олимпийском огне в открытом космосе", тихо была "спущена на тормозах" – до рядового слова "конечно" в дежурном новостном репортаже. История вполне традиционная. Зато с восторгом сообщается о том, что "олимпийский огонь внесен в эмблему экипажа, а на ракету и космический корабль нанесена олимпийская символика". Это, конечно, похоже на военную кинохронику, где солдат подносит к "Катюше" реактивную мину, на боку которой написано "На Берлин"…

Кроме того, есть в олимпийской космической истории еще одна неточность. Чернышенко и все, кто копирует его слова "впервые в истории", забывают о том, что в космосе олимпийский огонь уже побывал.

В 1976 году перед играми в Монреале было решено переправлять огонь Олимпиады через Атлантический океан не на корабле и не на самолете, а с помощью лазера. Часть энергии пламени была уловлена сенсором, преобразована в радиосигнал, который через спутник был отправлен в Оттаву, где инициировал поджигание нового факела при помощи лазерного луча. Формально именно это было первым в истории случаем попадания огня в космос, причем с применением высоких для того времени технологий.

Еще через 20 лет, в 1996 году, перед Олимпиадой в Атланте капсула с частичкой олимпийского огня была доставлена на орбиту на борту космического шаттла. Факел не зажигали по соображениям безопасности, в США хорошо помнят катастрофу, когда 27 января 1967 года во время наземных испытаний в пламени пожара погибли три астронавта (В. Гриссом, Э. Кайт и Р. Чаффи). Так что вполне разумно, что факел не стали зажигать и на "Союзе" с МКС, вот только кричать на весь мир о своих заведомо несбыточных планах не стоило.

Итог этой эпопеи таков. Пообещали отвезти в космос олимпийский огонь – отвезли факел. Раструбили на весь мир, что все происходит впервые в истории, – оказывается, не впервые. Теперь, наверное, г-н Чернышенко уточнит, что впервые в истории в космос отвезли олимпийский факел. Это будет истиной правдой, и так и надо было говорить с самого начала. На фоне этого только и остается делать упор на том, что на корпус ракеты впервые "нанесены узоры сочинских Игр".

Радио Свобода
XS
SM
MD
LG