Ссылки доступа

Карл Маркс как пятьсот красных гномов


Фото Томаса Фрея (AFP/Getty Images)
Фото Томаса Фрея (AFP/Getty Images)
В старейшем городе Германии Трире, где родился Карл Маркс, к 195-й годовщине со дня рождения этого философа появились пять сотен его пластиковых статуй, высотой в метр. Фигуры, установленные на площади Porta Nigra, на которой будущий основоположник марксизма играл в детстве со сверстниками, разных оттенков красного цвета, от темно-малинового до вишневого.

Карлом Марксом Германию уже не удивишь и не напугаешь. Как значительный философ, он повсеместно признан, его именем названы улицы по всей стране, а не только в городах бывшей ГДР, как можно было бы предположить. И поэтому нет ничего удивительного, что, когда жители Германии в 2003 году голосованием, который проводил телеканал ZDF, выбирали самого значительного немца в истории, Маркс оказался на третьем месте, уступив только бывшему канцлеру Конраду Аденауэру и великому церковному реформатору Мартину Лютеру. Маркс опередил по результатам голосования почти 100 тысяч человек, в частности, Баха, Гете, Гуттенберга, Эйнштейна и Бисмарка.

Выступивший на открытии акции один из лидеров Левой партии, а в прошлом гэдээровский коммунист Грегор Гизи сказал:

"Из всех немцев, сделавших нечто значительное, никто в мире не имеет такой известности, как Маркс. Философ Маркс дал первотолчок гигантским мировым движениям, но он, однако, был превращен в фальшивую икону, и его фигура до сих пор используется в далеких от его мировоззрения целях".

Гизи говорил о необходимости свободного от клише восприятия немцами Маркса:

"Я противник любой нетерпимости, будь то левая, средняя или правая нетерпимость. Я считаю, что мы как общество должны наконец позволить себе стать открытыми. И у консерваторов могут найтись основания гордиться Марксом. Философ Маркс не должен отвечать за государственный социализм ГДР. Он не имеет к нему никакого отношения".

Автором и исполнителем идеи "пятисот Марксов" в Трире является нюрнбергский скульптор-концептуалист, профессор Оттмар Хёрль. Он считает, что Маркс заслуживает еще большего внимания. Автор "Коммунистического манифеста" и "Капитала" вернулся в Трир в виде статуй, кому-то напомнивших – возможно, не случайно, – садовых гномиков:

"В мои планы не входило воздвигнуть памятник Марксу. Проблематика осмысления образа Маркса, работа над этим образом в действительности сложны. Мы должны пытаться отделить Маркса от идеологии и отрешиться от разных наслоений и недоразумений в восприятии этой личности. Следует увидеть Маркса, прежде всего, крупным философом и мыслителем, каким его знает научный мир и каким его следовало бы вернуть в нашу систему образования. Не знаю, сколько известных людей жили в Трире, но заранее понятно, что Маркс, несомненно, лидирует среди них по мировой известности. Моя работа – это предложение принять Маркса заново, принять таким, каков он есть, принять в буквальном смысле: прикоснуться к нему, взять его в руки, отрешиться от приписываемых ему деяний последователей, прочитавших его "Капитал". Особенно важным я вижу это для жителей Трира, города, в котором Маркс родился. Я отношусь к своим работам как к книгам, как к карманным книгам, мой Маркс – это тоже "карманная книга", носитель информации и генератор импульсов для людей. Я попытался сделать своего Маркса по возможности непринужденным. Мой Маркс – это расслабившийся, отдыхающий, общедоступный Карл Маркс".

У автора инсталляции есть и намерение капитализации автора "Капитала": статуи можно будет приобрести после 26 мая, когда закончится акция, за 300 евро. Минимум за 300, так как с автографом скульптора его работы будут стоить 500 евро. Недешево для садовых гномиков, но спрос определяет предложение, а спрос оказался очевиден, акция удалась. Уже изготавливаются дополнительные Марксы. Еще одним доказательством спроса и интереса к красным Марксам послужила и пока не раскрытая кража 30 фигур. Что намерены сделать похитители, неизвестно. Продать, поставить в саду? Кстати, кражи садовых гномиков – одна из традиций в Германии и Европе. Что до желания людей иметь у себя дома или в саду вместо гнома Маркса, то правда и то, что до сих пор, если скульптурное изображение лучшего друга Энгельса вообще можно было приобрести, например, раньше в ГДР, то только бюсты Маркса, а не статуи в полный рост. Тут Оттмар Хёрль со своим стоящим и загадочно улыбающимся Марксом явно угадал.

Радио Свобода
XS
SM
MD
LG