Министр иностранных дел Нагорного Карабаха Карен Мирзоян дал эксклюзивное интервью Радио Азатутюн.
Радио Азатутюн: - Господин Мирзоян, всего семь месяцев, как вы занимаете пост министра иностранных дел Нагорного Карабаха, и именно на эти месяцы пришлись активные развития вокруг Карабаха: ваши зарубежные официальные встречи и выступления, признание Нагорного Карабаха уже тремя американскими штатами, посещение Карабаха группой иностранных депутатов и чиновников… Чем все это обусловлено? Означает ли это, что после Вашего вступления на эту должность Министерство иностранных дел Нагорного Карабаха стало работать активнее, или же международное сообщество изменило свое отношение к Карабаху?
Карен Мирзоян: - Мне и в голову не приходило связывать все это со своей скромной персоной. Вообще в дипломатии работа ведется не одним человеком, а огромным коллективом, группой единомышленников, и, как правило, это длительный и тяжелый труд. И требуется довольно много времени для того, чтобы стали видны результаты. Это оживление и прочее, конечно, это очевидно, и я очень рад, что это замечают и другие. Но это, на мой звгляд, просто совпадение: это длительная работа, которая была проделана не только МИДом и другими звеньями, занимающимися вопросами внешней политики, но вообще властями нашей республики. В первую очередь, внешнеполитический курс, взятый на вооружение президентом республики, в конце концов, дает свои плоды.
Радио Азатутюн: - В ходе переговоров, ведущихся с Азербайджаном без какого-либо существенного прогресса, в последнее время на столе переговоров оказался еще один вопрос – вопрос аэропорта. О причинах отсрочки эксплуатации аэропорта говорилось неоднократно. Мы читали и Ваше письмо, адресованное международному сообществу, в котором Вы призываете обуздать угрозы Азербайджана. Известна также позиция Азербайджана по данному вопросу. В каком случае аэропорт заработает?
Карен Мирзоян: - В любом случае аэропорт будет задействован. Это суверенное решение властей Нагорно-Карабахской Республики, и рано или поздно оно будет воплощено в жизнь, несмотря на все угрозы и другие шаги со стороны властей Азербайджана. Уже более двух десятилетий, как на территории НКР не действуют законы Азербайджана. Это наш ответ. Что касается угроз азербайджанской стороны и наших подходов, скажу, что это не только наш подход, я могу с уверенностью сказать, что этот подход полностью разделяют и сопредседатели, а также все более или менее осведомленные в этом вопросе политические силы. То есть, все подчеркивают, что любые угрозы сбить гражданский самолет либо совершить либой другой подобный шаг абсолютно неприемлемы. Об этом мы уже отмечали в письме от имени главы МИД, которое осенью прошлого года было направлено генеральному секретарю ООН. В письме было подчеркнуто, что полеты носят чисто гуманитарный характер и не преследуют каких-либо других целей. А те политические игры, тот набор угроз, та волна дезинформации, которую начал Азербайджан, являются лишь очередной попыткой исказить переговорный процесс и отвлечь внимание международного сообщества от предпринимаемых Азербайджаном противозаконных, подрывных шагов.
Радио Азатутюн: - Господин министр, на протяжении многих лет в рамках переговорного процесса обсуждаются Мадридские принципы, которые так и не были представлены официальному Степанакерту, по крайней мере, об этом неоднократно заявлялось. В таком случае о чем Вы каждый раз по два часа кряду беседуете с сопредседателями?
Карен Мирзоян: - Знаете, обычно подобные переговоры и встречи носят закрытый, конфиденциальный характер, и, конечно, я понимаю Ваш интерес, так сказать, к деталям переговорного процесса. Но было бы некорректно обнародовать содержание рабочих встреч. Я могу заверить, что существует достаточно вопросов для осбужденяи с сопредседателями. В первую очередь, они касаются обеспечения непрерывного и необратимого хода переговорного процесса и ряда других обстоятельств.
Радио Азатутюн: - Недавно Вы заявили, что переговорный процесс зашел в тупик, и причина этого – Азербайджан. Что делает карабахская сторона для выхода из этой ситуации?
Карен Мирзоян: - Я сказал, что есть реальная угроза того, что переговорный процесс будет заведен в тупик. По моему глубокому убеждению, сегодня основную ответственность за это несет Азербайджан, который последовательно проводит разрушительную, деструктивную политику, которая не только направлена на то, чтобы замедлить или увести переговорный процесс в другом направлении, а вообще на то, чтобы завести его в тупик и резко обострить ситуацию в зоне конфликта. Чем это чревато для всех нас, я думаю, не требует дополнительных объяснений, и именно на это мы хотим обратить внимание как сопредседателей, так и международного сообщества.
Радио Азатутюн: - Недавно президент Нагорного Карабаха Бако Саакян заявил, что Степанакерт вернется за стол переговоров по карабахскому урегулированию не для самоцели, а с четкой позицией. Какова та четкая позиция? Можете ли Вы ее озвучить? И когда официальный Степанакерт говорит о необходимости вернуться за стол переговоров,
Кому конкретно адресованы эти призывы и заявления? Кто решает? Азербайджан? Если да, то почему Азербайджан должен позволить, чтобы Карабах вновь стал стороной переговоров?
Карен Мирзоян: - Это наша постоянная позиция, и мы ее неоднократно высказывали. Какой-либо реальный переговорный процесс, от которого можно было бы ожидать жизнеспособных, долгосрочных решений, невозможен без участия НКР на всех этапах переговорного процесса, как в самом начале, когда разрабатываются определенные идеи, подходы, так и в ходе придания этим идеям и подходам четкого формата и направления, и, конечно, во время воплощения этих формулировок в жизнь. В этом плане мысль, выраженная президентом, весьма логична. И эта мысль – не «голос вопиющего в пустыне», а мнение, которое разделяют множество людей, это мнение, которое разделяют в Армении. Я могу напомнить хотя бы неоднократно высказанную за последний период президентом Армении Сержем Саргсяном мысль о том, что настал момент для того, чтобы НКР вернулась за стол переговоров в качестве полноценного члена переговорного процесса. Эта мысль сегодня получает все большее и большее распространение и в международных инстанциях. То есть, все те силы, все те люди, которые знакомы с сутью проблемы, которые осведомлены о реальных процессах, понимают эту простую истину и понимают, что сегодня основным препятствием для этого является деструктивная политика Азербайджана. Те препятствия, которые создает Азербайджана для недопущения, препятствования возвращению Карабаха в его настоящее, естественное состояние, свидетельствуют о неконструктивной позиции Азербайджана и о том, что Азербайджан сегодня не желает способствовать урегулировнию конфликта.
Радио Азатутюн: - Полностью ли совпадают позиции Армении и Нагорного Карабаха в переговорном процессе?
Карен Мирзоян: - Нет, конечно. Мы не можем, да и не нужно говорить о полном совпадении, потому что мы говорим о двух независимых армянских государственностях. Но в принципиальных вопросах,в важнейших вопросах есть полное понимание, полное единомыслие.
Радио Азатутюн: - Как опытный дипломат, как Вы представляете урегулирование карабахского конфликта, что предлагаете, что было бы приемлемо для обеих сторон?
Карен Мирзоян: - Карабахский вопрос, на мой взгляд, урегулирован. Во всяком случае, для НКР он урегулирован. Урегулирован постольку, поскольку мы достигли нашей цели, создали свободное, независимое, демократическое государство. Правда, с нашими трудностями, правда, эти трудности до сих пор частично не преодолены, но мы имеем наше видение, наше представление о том, куда идем, для чего идем, и для меня самое важное то, что в этом вопросе между народом и властями нет разногласий. Возможно, в других вопросах мы можем найти разногласия, различные подходы, но в этом вопросе, однозначно, подход одинаков. И это не только мое мнение: очень интересно, когда какой-либо иностранец посещает Карабах, первым его внимание привлекает именно это, как бы кто ни старался найти здесь различие в мнении властей и народа. В этом смысле для меня будущее НКР очевидно, и мы будем следовать по этому пути.
Радио Азатутюн: - Вы не сказали, что предлагаете, чтобы это было приемлемо для обеих сторон.
Карен Мирзоян: - У меня есть лишь одно предложение Азербайджану: объективно оценить ситуацию и понять, что мы должны найти совместные способы того, как в дальнейшем жить бок о бок. Те способы, которые присущи цивилизованным, развитым странам, и те способы, по которым живут десятки, сотни государств, имевших в прошлом разделявшие их проблемы, которые вызывали конфликты между ними, но сегодня они нашли пути цивилизованного диалога и совместного сосуществования.
Радио Азатутюн: - Господин Мирзоян, всего семь месяцев, как вы занимаете пост министра иностранных дел Нагорного Карабаха, и именно на эти месяцы пришлись активные развития вокруг Карабаха: ваши зарубежные официальные встречи и выступления, признание Нагорного Карабаха уже тремя американскими штатами, посещение Карабаха группой иностранных депутатов и чиновников… Чем все это обусловлено? Означает ли это, что после Вашего вступления на эту должность Министерство иностранных дел Нагорного Карабаха стало работать активнее, или же международное сообщество изменило свое отношение к Карабаху?
Карен Мирзоян: - Мне и в голову не приходило связывать все это со своей скромной персоной. Вообще в дипломатии работа ведется не одним человеком, а огромным коллективом, группой единомышленников, и, как правило, это длительный и тяжелый труд. И требуется довольно много времени для того, чтобы стали видны результаты. Это оживление и прочее, конечно, это очевидно, и я очень рад, что это замечают и другие. Но это, на мой звгляд, просто совпадение: это длительная работа, которая была проделана не только МИДом и другими звеньями, занимающимися вопросами внешней политики, но вообще властями нашей республики. В первую очередь, внешнеполитический курс, взятый на вооружение президентом республики, в конце концов, дает свои плоды.
Радио Азатутюн: - В ходе переговоров, ведущихся с Азербайджаном без какого-либо существенного прогресса, в последнее время на столе переговоров оказался еще один вопрос – вопрос аэропорта. О причинах отсрочки эксплуатации аэропорта говорилось неоднократно. Мы читали и Ваше письмо, адресованное международному сообществу, в котором Вы призываете обуздать угрозы Азербайджана. Известна также позиция Азербайджана по данному вопросу. В каком случае аэропорт заработает?
Карен Мирзоян: - В любом случае аэропорт будет задействован. Это суверенное решение властей Нагорно-Карабахской Республики, и рано или поздно оно будет воплощено в жизнь, несмотря на все угрозы и другие шаги со стороны властей Азербайджана. Уже более двух десятилетий, как на территории НКР не действуют законы Азербайджана. Это наш ответ. Что касается угроз азербайджанской стороны и наших подходов, скажу, что это не только наш подход, я могу с уверенностью сказать, что этот подход полностью разделяют и сопредседатели, а также все более или менее осведомленные в этом вопросе политические силы. То есть, все подчеркивают, что любые угрозы сбить гражданский самолет либо совершить либой другой подобный шаг абсолютно неприемлемы. Об этом мы уже отмечали в письме от имени главы МИД, которое осенью прошлого года было направлено генеральному секретарю ООН. В письме было подчеркнуто, что полеты носят чисто гуманитарный характер и не преследуют каких-либо других целей. А те политические игры, тот набор угроз, та волна дезинформации, которую начал Азербайджан, являются лишь очередной попыткой исказить переговорный процесс и отвлечь внимание международного сообщества от предпринимаемых Азербайджаном противозаконных, подрывных шагов.
Радио Азатутюн: - Господин министр, на протяжении многих лет в рамках переговорного процесса обсуждаются Мадридские принципы, которые так и не были представлены официальному Степанакерту, по крайней мере, об этом неоднократно заявлялось. В таком случае о чем Вы каждый раз по два часа кряду беседуете с сопредседателями?
Карен Мирзоян: - Знаете, обычно подобные переговоры и встречи носят закрытый, конфиденциальный характер, и, конечно, я понимаю Ваш интерес, так сказать, к деталям переговорного процесса. Но было бы некорректно обнародовать содержание рабочих встреч. Я могу заверить, что существует достаточно вопросов для осбужденяи с сопредседателями. В первую очередь, они касаются обеспечения непрерывного и необратимого хода переговорного процесса и ряда других обстоятельств.
Радио Азатутюн: - Недавно Вы заявили, что переговорный процесс зашел в тупик, и причина этого – Азербайджан. Что делает карабахская сторона для выхода из этой ситуации?
Карен Мирзоян: - Я сказал, что есть реальная угроза того, что переговорный процесс будет заведен в тупик. По моему глубокому убеждению, сегодня основную ответственность за это несет Азербайджан, который последовательно проводит разрушительную, деструктивную политику, которая не только направлена на то, чтобы замедлить или увести переговорный процесс в другом направлении, а вообще на то, чтобы завести его в тупик и резко обострить ситуацию в зоне конфликта. Чем это чревато для всех нас, я думаю, не требует дополнительных объяснений, и именно на это мы хотим обратить внимание как сопредседателей, так и международного сообщества.
Радио Азатутюн: - Недавно президент Нагорного Карабаха Бако Саакян заявил, что Степанакерт вернется за стол переговоров по карабахскому урегулированию не для самоцели, а с четкой позицией. Какова та четкая позиция? Можете ли Вы ее озвучить? И когда официальный Степанакерт говорит о необходимости вернуться за стол переговоров,
Кому конкретно адресованы эти призывы и заявления? Кто решает? Азербайджан? Если да, то почему Азербайджан должен позволить, чтобы Карабах вновь стал стороной переговоров?
Карен Мирзоян: - Это наша постоянная позиция, и мы ее неоднократно высказывали. Какой-либо реальный переговорный процесс, от которого можно было бы ожидать жизнеспособных, долгосрочных решений, невозможен без участия НКР на всех этапах переговорного процесса, как в самом начале, когда разрабатываются определенные идеи, подходы, так и в ходе придания этим идеям и подходам четкого формата и направления, и, конечно, во время воплощения этих формулировок в жизнь. В этом плане мысль, выраженная президентом, весьма логична. И эта мысль – не «голос вопиющего в пустыне», а мнение, которое разделяют множество людей, это мнение, которое разделяют в Армении. Я могу напомнить хотя бы неоднократно высказанную за последний период президентом Армении Сержем Саргсяном мысль о том, что настал момент для того, чтобы НКР вернулась за стол переговоров в качестве полноценного члена переговорного процесса. Эта мысль сегодня получает все большее и большее распространение и в международных инстанциях. То есть, все те силы, все те люди, которые знакомы с сутью проблемы, которые осведомлены о реальных процессах, понимают эту простую истину и понимают, что сегодня основным препятствием для этого является деструктивная политика Азербайджана. Те препятствия, которые создает Азербайджана для недопущения, препятствования возвращению Карабаха в его настоящее, естественное состояние, свидетельствуют о неконструктивной позиции Азербайджана и о том, что Азербайджан сегодня не желает способствовать урегулировнию конфликта.
Радио Азатутюн: - Полностью ли совпадают позиции Армении и Нагорного Карабаха в переговорном процессе?
Карен Мирзоян: - Нет, конечно. Мы не можем, да и не нужно говорить о полном совпадении, потому что мы говорим о двух независимых армянских государственностях. Но в принципиальных вопросах,в важнейших вопросах есть полное понимание, полное единомыслие.
Радио Азатутюн: - Как опытный дипломат, как Вы представляете урегулирование карабахского конфликта, что предлагаете, что было бы приемлемо для обеих сторон?
Карен Мирзоян: - Карабахский вопрос, на мой взгляд, урегулирован. Во всяком случае, для НКР он урегулирован. Урегулирован постольку, поскольку мы достигли нашей цели, создали свободное, независимое, демократическое государство. Правда, с нашими трудностями, правда, эти трудности до сих пор частично не преодолены, но мы имеем наше видение, наше представление о том, куда идем, для чего идем, и для меня самое важное то, что в этом вопросе между народом и властями нет разногласий. Возможно, в других вопросах мы можем найти разногласия, различные подходы, но в этом вопросе, однозначно, подход одинаков. И это не только мое мнение: очень интересно, когда какой-либо иностранец посещает Карабах, первым его внимание привлекает именно это, как бы кто ни старался найти здесь различие в мнении властей и народа. В этом смысле для меня будущее НКР очевидно, и мы будем следовать по этому пути.
Радио Азатутюн: - Вы не сказали, что предлагаете, чтобы это было приемлемо для обеих сторон.
Карен Мирзоян: - У меня есть лишь одно предложение Азербайджану: объективно оценить ситуацию и понять, что мы должны найти совместные способы того, как в дальнейшем жить бок о бок. Те способы, которые присущи цивилизованным, развитым странам, и те способы, по которым живут десятки, сотни государств, имевших в прошлом разделявшие их проблемы, которые вызывали конфликты между ними, но сегодня они нашли пути цивилизованного диалога и совместного сосуществования.