Ссылки доступа

Давид Шахназарян вышел из АНК


Давид Шахназарян
Давид Шахназарян
Экс-министр национальной безопасности Давид Шахназарян покинул ряды Армянского национального конгресса (АНК). Об этом в четверг в интервью Радио Азауттюн сообщил сам Шахназарян.

«Из центрального офиса Армянского национального конгресса я вышел еще до выборов, в марте месяце, и вообще прекратил свою политическую деятельность в АНК», - сказал Шахназарян.

Несмотря на то что член партии «Армянское общенациональное движение» (АОД) Давид Шахназарян отказался уточнить причины, которые побудили его покинуть АНК, однако, исходя из его оценок политической ситуации, сложившейся после парламентских выборов, можно заключить, что одной из причин стало политическое сотрудничество АНК с партией «Процветающая Армения» (ППА).

«По итогам выборов в Армении полностью изменилась картина политической системы. Если до выборов в Армении была двуполярная политическая система, где с одной стороны находилась власть, а с другой стороны – АНК, то сегодня произошло изменение полюса оппозиции, и это место занимает уже «Процветающая Армения», которая сама себя считает альтернативной силой и у нее есть все основания так себя называть, - сказал Шахназарян и продолжил: - Находящаяся в пирамиде оппозиции политическая сила, «Процветающая Армения», имеет такую же или даже более низкую степень легитимности, чем власть, так как она более системно раздавала избирательные взятки, чем это делала представляющая власть Республиканская партия».

Исходя из этого, Шахназарян приходит к выводу, что «сегодня мы имеем нелегитимную оппозицию».

«Другая особенность в том, что в результате этого электорального процесса сформировалась атмосфера, которая дала возможность рудиментам кочаряновской власти публично выступать и иметь довольно высокие амбиции. Очень трудно было представить, что на парламентских выборах какая-либо партия на второе место в своем списке выставит такого яркого представителя кочаряновского режима, как Вардан Осканян, и в результате этих выборов с кочаряновского режима, по сути, была полностью снята политическая ответственность, по крайней мере по части внешней политики. Сегодня выбор таков: либо нынешняя власть, которая хочет сохранить сегодняшнюю ситуацию, либо в лице «Процветающей Армении» избрание предыдущего режима», - сказал Шахназарян.

Обращаясь к решению ППА не входить в правящую коалицию, Шахназарян сказал, что нет каких-либо оснований надеяться на то, что это решение было принято самой ППА или хотя бы было принято в Армении. Более того, по мнению Шахназаряна, другим важнейшим обстоятельством, связанным с решением ППА не входить в коалицию, является то, что возглавляемая Гагиком Царукяном партия уже имела четкое решение о том, что в президентских выборах она должна участвовать со своим кандидатом, поскольку она является дирижером оппозиции.

«Будет Роберт Кочарян выдвинут или нет, этот вопрос будет решаться не в Армении, и не Робертом Кочаряном. Очевидно, что он попытается убедить Москву в том, чтобы там его поддержали, но у меня есть серьезные сомнения, что Кремль пойдет на этот шаг, учитывая весь тот негативный потенциал, которые существует в нашем обществе по отношению к Кочаряну и который может поставить под угрозу не только армяно-российские государственные отношения, но и вообще отношение нашего общества к России. Путин, хочет он того или нет, должен учитывать все это», - сказал Шахназарян.

Что же касается вопроса о том, может ли ППА на предстоящих президентских выборах выдвинуть кандидатуру бывшего главы МИД Вардана Осканяна, то Шахназарян сказал, что он исключает эту возможность.

«Что касается его [Осканяна - ред.] публичных выступлений, когда я его слушаю, вспоминаю слова одного из наших выдающихся современных актеров - «люблю слушать ложь, когда знаю правду». Как будто это не Осканян, который сейчас говорит о правах человека и демократии, уволил 10 высокопоставленных дипломатов. Они всего лишь сделали одно заявление, как граждане Армении. Этот человек, забыв обо всем этом, забыв обо всем том зле, совершенном им по отношению к Армении, сегодня говорит о каких-то ценностях, говорит, что для решения вопроса Арцаха в Армении нужно установить демократию. Что же касается политического, так сказать, преследования, то пока кроме Осканяна никто не заявлял о том, что это политическое преследование, даже в его родной партии. Во-вторых, когда заявляешь о политическом преследовании, то сначала ты должен опровергнуть обвинение. Обвинения нет, обвинение ему не предъявлено, он был допрошен в качестве свидетеля. Одним словом, этот яркий представитель кочаряновского режима, прежде всего, должен ответить за то, что совершил. Я не сторонник того, чтобы Осканян или кто-либо другой преследовался за то, чего не совершал. В данном случае я, честно говоря, больше верю заявлению Службы национальной безопасности, чем Осканяну. Но сегодняшнее тяжелое внешнеполитическое положение Армении, которое нынешняя власть унаследовала именно от Осканяна, начиная с армяно-турецких протоколов, крестными отцами которых были Кочарян и Осканян, и заканчивая нынешним положением Карабаха… если в один прекрасный день Осканян подвергнется политическому преследованию за то, чего он не совершал, [я не говорю о данном обвинении, потому что здесь у меня совершенно другое мнение], поверьте, я стану его защищать, чтобы он не был осужден за то, чего не совершал. Но одновременно с удвоенной энергией я сделаю все, чтобы он был осужден за те действия, которые совершил», - сказал Шахназарян.

На вопрос, как он оценивает политику АНК в отношении ППА, в частности, то, что АНК утверждает, что его сотрудничество с этой партией подорвало монолит власти и что Кочарян не имеет ничего общего с ППА, Шахназарян ответил: «Чтобы оценить какую-либо политику, нужно, в первую очередь, учесть, какую цель преследует эта политика. Если политика преследует цель укрепить движение для реализации тех задач, которые стоят перед движением, а именно восстановление конституционного порядка, установление законной власти в Армении, то я не считаю, что эта политика соответствует этим требованиям. Если же ставится другая задача: посредством парламентских выборов достичь того, чтобы Республиканская партия (РПА) не имела большинства и сформировала большинство, в котором роль первой скрипки или дирижера играла бы ППА, и при осуществлении этой политики в ходе предвыборной кампании не избежать потери значительной части собственного электората во имя этой цели, то, возможно, это правильно. Цель была поставлена очень четко: отнять большинство, лишить Республиканскую партию большинства. Но что будет в результате этого с Арменией, когда к власти в качестве дирижера придет «Процветающая Армения», человек даже боится об этом думать. Хочу еще раз подчеркнуть, что считаю «Процветающую Армению» регрессивной силой, с точки зрения как ее внешнеполитических, так и внутриполитических целей».

Шахназарян убежден, что сегодня ослаблена та важнейшая политическая система, которая должна быть основана на общечеловеческих ценностях. Он считает, что на формирование этой системы может очень серьезно повлиять гражданское общество, которое сегодня является намного более здоровым, чем вся политическая система.

«Я уверен, что ситуация очень быстро изменится и на политическом поле четко сформируется этот сегмент именно благодаря гражданскому обществу, которое не будет руководствоваться двойными стандартами во внутренней политике», - отметил он.

На вопрос, чем он намерен заняться в дальнейшем, Шахнащарян ответил: «Буду делать все, чтобы способствовать формированию этого сегмента на политическом поле».

Отвечая на вопрос о своем возможном вступлении в какую-либо другую политическую силу, Шахназарян сказал, что он, «конечно», по-прежнему остается членом АОД и выходить из него не намерен.

Что касается возможного сотрудничества с другими политическими силами, то он ответил, что будет сотрудничать «с теми силами, которые исповедуют эти идеологические ценности».

«Такие силы в Армении есть, но, вновь повторяю, важным является гражданское общество, - сказал Шахназарян и добавил: - Я знаю, что то, что я сейчас сказал, будет воспринято, мягко говоря, неоднозначно. Я предлагаю просто организовать обсуждения и цивилизованным образом попытаться выслушать, понять друг друга. Не обязательно принимать противоположное мнение. Я готов сам инициировать эти обсуждения».
XS
SM
MD
LG