Ссылки доступа

Краткосрочная война – путь для реальных переговоров?


В газете The Moscow Times была опубликована аналитическая статья профессора Уэслианского университета в Миддлтауне (штат Коннектикут, США) Питера Рутланда под названием «Тучи войны вновь сгущаются над Кавказом», в которой автор затронул конфликты в регионе.


По мнению профессора, после провала Казанской встречи опасность возобновления войны вырисовывается все четче. Он пишет, что на этот раз Азербайджан может предпринять новую войну, стремясь отвоевать территории, потерянные в 1992-1994 годах.

«Армения утверждает, что армянские жители Карабаха имеют право на независимость и что нереалистично ожидать, что армяне будут жить как меньшинство под правлением Азербайджана, учитывая годы вражды между двумя сторонами», - отмечает Рутланд, добавляя, что обе стороны обвиняют друг друга в насилии в отношении мирных жителей в ходе конфликта.

Питер Рутланд пишет, что этот конфликт принято характеризовать как столкновение двух конкурирующих принципов – «самоопределения» Карабаха и «территориальной целостности» Азербайджана, что «делает спор похожим на техническое расхождение во мнениях, которое с легкостью могут разрешить несколько хороших юристов».

На самом деле, по мнению аналитика, нет никакого расхождения в отношении моральных или правовых принципов между двумя сторонами, скорее, как и в палестино-израильском конфликте, это вопрос «двух народов – одной территории».

Разногласия возникают тогда, когда предпринимается попытка определить, кому принадлежит это «недвижимое имущество – Карабах», которое представляет собой горную область без выхода к морю, не имеющую особого экономического или стратегического значения, с населением чуть более 100 тысяч человек.

Однако эта территория имеет для обеих сторон глубокое символическое значение.

Для Азербайджана ее возврашение - это вопрос избавления от ужасного унижения, испытанного вследствие военного поражения, и возвращения 600 тысяч беженцев в свои дома.

Армения стремится обеспечить жизнь армян на территориях, с которых их на протяжении столетия последовательно пытаются изгнать, пик этого процесса пришелся на годы Геноцида армян во время Первой мировой войны.

Президент Азербайджана Ильхам Алиев утверждает, что время работает на Баку. Однако перед ним стоит проблема переизбрания на выборах в 2013 году, и для этого он должен обеспечить какой-то прогресс по Карабаху. Кроме того, начиная в 2014 году, добыча нефти в Азербайджане достигнет своего пика, после чего нефтяные доходы начнут постепенно падать.

Алиев неоднократно заявлял, что независимость Карабаха для Азербайджана неприемлема. Рутланд полагает, что Алиев продолжает вести переговоры с одной целью - убедить международное сообщество в том, что Армения блокирует Мадридские принципы, это может дать ему некий повод для начала войны.

Рутланд пишет, что, по мнению политологов, возможна короткая война, в результате которой ни одна из сторон, вероятно, не достигнет победы, однако это может расчистить путь для реальных переговоров.

Профессор отмечает, что именно это произошло в 1973 году после войны Йом-Киппур (Судного дня) между Египтом и Израилем, которую президент Египта Анвар Садат посчитал победой и которая открыла двери для мирных переговоров в Кэмп-Дэвиде.

Война с неопределенными результатами также заставит замолчать «ястребов» с обеих сторон, что позволит примирителям инициировать мирный процесс, не боясь опасности переворота.

Профессор Питер Рутланд в своей статье в The Moscow Times отмечает, что на сегодняшний день основным сдерживающим фактором является то, что ни одна из сверхдержав не хочет видеть возобновления войны на Кавказе.
XS
SM
MD
LG