Ссылки доступа

Двухпалатный парламент характерен для современных политических систем


Национальное Собрание Армении
Национальное Собрание Армении

Решение президента Сержа Саргсяна о создании в Армении двухпалатного парламента с избранием в одну из них армян из диаспоры можно приветствовать. Будучи одним из первых, кто поднял вопрос о необходимости модернизации политической системы РА, считаю уместным еще раз напомнить о преимуществах и целях двухпалатной парламентской системы.

Многие современные государства имеют двухпалатную парламентскую систему, и один из лидеров Армянского национального конгресса Арам Манукян ошибается, заявляя, что «лишь федеративные государства, конфедерации и многонациональные страны имеют двухпалатный парламент». Насколько мне известно, Франция, Италия, Испания и Великобритания, которые являются не федеративными, а унитарными государствами, имеют двухпалатную систему законодательной власти.

Важность предложений президента о структурных реформах в первую очередь должны оценить регионы Армении. Необходимо, чтобы в Сенате были представлены не только армяне диаспоры, но чтобы он состоял из сенаторов, избранных от областей. В конце концов, зачем создавать вторую палату? Для этого есть три основные причины:
  1. Большая стабильность: вторая палата усиливает внутреннюю стабильность страны и содействует связи государство-общество, а также укреплению социального альянса, что может сделать чувство гражданственности и гражданского долга еще более эффективным. Также для консолидации республиканских институтов необходимо распределить власть между различными системными органами, улучшив таким образом равновесие между разными ветвями власти, вместо того чтобы сконцентрировать всю власть в руках одного человека (президента республики) и одной ветви власти (исполнительной власти). И если бы 27 октября 1999 года у Армении была вторая палата, то все системные структуры не пострадали бы и правительство продолжало бы функционировать. Одной из целей будущей структурной реформы будет снижение социального недовольства, акций протеста, приводящих к человеческим жертвам и материальным потерям и бьющих по имиджу Армении во внешнем мире.
  2. Большая демократия: двухпалатная парламентская система является дополнительной гарантией демократии и усиливает роль парламента. А значит, да здравствует двухпалатный парламент! Законодательные инициативы, переходя из одной палаты в другую (с решающим голосом Национального Собрания), становятся более совершенными, и принцип разделения властей подчеркивается еще больше. Особенно сейчас, когда Армения переживает кризис единства, создание Сената может стать одним из решений вопроса национальной консолидации вокруг одной структуры, поскольку этот метод усиления законодательной власти гарантирует наилучшую представленность политических партий, повышая их роль и давая возможность совместной работы в рамках обновленного альянса. Это также позволит избавиться от наследия советской системы и коммунистической законодательной модели и будет символизировать завершение постсоветского переходного периода.
  3. Больший профессионализм: делая Сенат палатой представителей областей и армянской диаспоры, армянские власти тем самым демонстрируют волю утвердить прозрачность в областном управлении и гибкость организации власти между центром и окраинами. Новые структурные изменения, сохраняя баланс власть-оппозиция, создают прозрачность деятельности властных структур, способствуя борьбе с коррупцией. И, наконец, в результате создания всеобщей избирательной системы и новых структур, сформированных по принципу несовмещения мандатов, политический класс Армении пополнится новыми кадрами. Последнее обстоятельство чрезвычайно важно в социально-политическом плане, поскольку, как известно, армянское общество очень политизировано.

Все это будет эффективным только в том случае, если сенаторы будут избираться сроком на 5 лет, с всеобщим избирательным правом и 1-процентным избирательным порогом. С целью учета социального недовольства и во избежание злоупотреблений состав Сената должен обновляться раз в 2,5 года.

Итак, как следует поступать? Прежде всего, было бы полезно организовать общественные обсуждения, дав возможность любому человеку в полной мере понять смысл новой реформы, затем организовать научную конференцию, на которой обсуждались бы вызовы, заключающиеся в реформе, поскольку системные изменения подразумевают также изменение Конституции. А готовы ли власти к проведению конституционного референдума до следующих парламентских или президентских выборов?

Каковы риски подобной реформы? Помимо возможной войны и политической напряженности, перед этим системным преобразованием с участием диаспоры встанут многочисленные вызовы.
  • обязаны ли избиратели из армянской диаспоры быть также гражданами РА, и приблизительно у скольких из них есть армянские паспорта (ясно, что их число невелико)?
  • в этом случае все ли страны, в которых есть армянская диаспора, признают двойное гражданство?
  • какие в этих государствах есть законы о военной службе? Нужно также избегать раскола диаспоры.
  • что касается безопасности страны... какое влияние может оказать активное участие диаспоры (особенно общин США и России) в политической жизни Республики Армения?

На все эти вопросы есть ответы, и пришло время их обсудить.

Давайте, наконец, используем эти структурные реформы и возможный референдум и поставим на конституционную основу действующий уже три года Общественный совет, придав ему статус Государственного совета, органа, который, по примеру Франции, будет отличаться от Конституционного совета.

Совместное сосуществование Национального Собрания (нижней палаты) и Сената (верхней палаты) с превосходством НС может дать только преимущества, открыв путь к стабильной, демократической и современной Армении.

Кайц Минасян

Кандидат политологических наук, лектор Парижской школы политических наук
XS
SM
MD
LG