Ссылки доступа

По мнению Казимирова, карабахский процесс «зашел в тупик»


По мнению бывшего руководителя посреднической миссии России по вопросу Нагорного Карабаха Владимира Казимирова, процесс мирного урегулирования карабахского конфликта зашел в тупик, и ожидать в ближайшее время подписания рамочного документа не стоит.

«Это не первая тупиковая ситуация. Были моменты, когда переговоры на какое-то время прерывались. К этому нужно относиться более спокойно, нет нужды создавать панику или делать из этого трагедию. Время от времени сторонам необходимо переосмысление ситуации. Зачастую посредников обвиняют в том, что якобы Минская группа неэффективна, но ведь решение должны принять стороны конфликта. В любом случае, я очень сомневаюсь, что в этом году мы станем свидетелями подписания рамочного документа», - в беседе с Радио Свобода заявил отставной дипломат.

На замечание о том, что в связи с ожидающимся визитом в Армению президента России Медведева в Армении звучат опасения, что Медведев станет оказывать на руководство Армении давление с целью уступок в вопросе Нагорного Карабаха, Казимиров ответил, что в последнее время разговоров о давлении стало больше.

«Я вижу, что Баку также поднимает вопрос оказания давления на Ереван, в том числе со стороны посредников. Как один из соавторов мандата трех сопредседателей должен сказать, что нет такого положения, которое позволило бы сопредседателям оказать давление на стороны», - продолжил он.

Тем не менее, Казимиров считает давление возможным в двух направлениях: во-первых, против попыток решить конфликт военным путем и, во-вторых, чтобы стороны выполнили свои обязательства. «В этих двух направлениях считаю давление оправданным, но оно, к сожалению, оказывается не в достаточной степени», - сказал он.

Бывший руководитель посреднической миссии России считается естественным заявление Дмитрия Медведева в Анкаре о том, что Москва будет продвигать вперед решение нагорно-карабахского конфликта, консультируясь по этому вопросу со своими турецкими коллегами. По словам Владимира Казимирова, даже во время войны Россия учитывала и обменивалась мнениями с турецкими и иранскими коллегами, однако, по его словам, это разные форматы. «Я не верю, что в карабахском конфликте Турция когда-нибудь сможет выступить в роли посредника. Я хорошо знаю бывшую позицию Турции, она была явно односторонней, поэтому трудно даже представить, что все конфликтующие стороны согласятся с тем, чтобы Турция стала посредником или сопредседателем Минской группы ОБСЕ. Я так не считаю, но пусть рассудит жизнь».

По мнению координатора внешнеполитических программ Турецкого фонда экономических и социальных исследований Айбарса Гергюлу, очевидно, что именно из-за проблемы Карабаха официальная Анкара изменила свою позицию в вопросе армяно-турецкого процесса.

«В протоколах какого-либо положения о Нагорном Карабахе не было, это знают все, и теперь Турция связывает эти два процесса друг с другом. Реальность такова, что Анкара последовательна в своей позиции и не ратифицирует протоколы без определенного прогресса в вопросе Карабаха, - в беседе с Радио Свобода отметил эксперт. - Когда Эрдоган говорит о необходимости прогресса в карабахском вопросе, он не имеет в виду полного урегулирования вопроса. Турецкие власти в данном случае имеют в виду вывод армянских воинских подразделений из Кельбаджарского района и Лачинского коридора».

В любом случае, Айбарс Гергюлу убежден, что Турция в вопросе нормализации отношений с Арменией на односторонние шаги не пойдет. «Внутриполитическая ситуация в Турции довольно сложна. Формируется новая, более мощная оппозиция, все оппозиционные партии выступают против армяно-турецкого урегулирования, и правительство Эрдогана, по крайней мере, до парламентских выборов следующего года на риск не пойдет. Ратификации армяно-турецких протоколов или какого-то прогресса в этом процессе до выборов я не ожидаю», - отметил Айбарс Гергюлу.

Российский эксперт, вице-президент Фонда стратегической культуры Андрей Арешев считает, что с самого начала армяно-турецкий процесс содержал элементы политического шоу, особенно на этапе подписания протоколов. У Еревана были иллюзии, что будет возможно противопоставить армяно-турецкое урегулирование карабахскому процессу. А заявление Сержа Саргсяна от 22 апреля, по его мнению, означает, что теперь делается попытка «переместить процесс из плоскости политического шоу в неофициальную, но более эффективную плоскость экспертных консультаций».

Что касается возможного давления на Ереван со стороны Москвы, то по мнению Андрея Арешева, это маловероятно, не потому, что Москва не имеет соответствующего мандата, а потому что ситуация очень сложная и нестабильная, а в условиях отсутствия соответствующих гарантий любое изменение границ Нагорного Карабаха и «зоны безопасности» чревато непредсказуемыми последствиями.

«В подобных условиях нужно стремиться к сохранению статус-кво, поскольку новый статус-кво может быть гораздо хуже, в том числе и с точки зрения интересов самой России», - заключил российский эксперт.

XS
SM
MD
LG