Казахские пародии на картины великих мастеров прошлого

Картина казахстанского художника Куаныша Базаргали "Фарида Камалова. Автопортрет". Написана на основе картины мексиканской художницы Фриды Кало "Автопортрет на границе между Мексикой и США".


Первоисточником представленных картин Куаныша Базаргали являются известные полотна великих мастеров прошлого. Среди них и Рембрандт, и Дюрер, и Гольбейн, и Леже, и Баския, и анонимные авторы. У всех людей на картинах Базаргали азиатские черты лица, на казахский лад переиначены имена авторов или названия самих картин.

НЕОЖИДАННЫЕ МЕТАМОРФОЗЫ

Автопортрет Альбрехта Дюрера становится автопортретом Алибека Дюрова. Автопортрет Рембрандта – автопортретом Рема Боратова. Генрих VIII работы Ганса Гольбейна младшего становится просто казахским ханом. Человек в военном мундире, напоминающий Наполеона, в подписи представлен как «Аким

Художник Куаныш Базаргали.

города А».

Есть в портретной галерее и образ акына Жантемира – творчески переработанный портрет Вильяма Шекспира. Интендант финансов Кольбер при Людовике XIV под кистью Куаныша Базаргали трансформировался в министра культуры. Есть несколько женских портретов – Ляззат-ханум (прообраз – Елизавета I), Махаббат Антонова (Мария-Антуанетта), княгиня Астанинская.

– Это фантастика, во-первых. Взгляд из будущего в прошлое. Эта выставка – ирония, самоирония, хохма, это коверкание истории. Хотя можно отнестись и серьезно. Почему-то в Европе, России, Казахстане к истории иной раз относятся вольно. Если другим можно, то почему мне нельзя?! Художник должен будоражить общество, - говорит Азаттыку Куаныш Базаргали.

Поскольку его выставка в определенном смысле – провокационная, корреспондент Азаттыка задал ему вопрос и из разряда провокационных.

Картина "Казахская семья в юрте" художника Куаныша Базаргали.

– Вы себя можете считать соавтором тех художников, чьи картины брали за основу?

– Сказать соавтор таких мастеров – это слишком самонадеянно, нет, конечно, я – автор, - говорит художник.

Куаныш Базаргали предположил, что Рембрандт или Дюрер, наверное, ничего не имели бы против эксперимента, проделанного с их картинами. «Я бы не отказался», - сказал он.

Как объяснил корреспонденту Азаттыка автор этой галереи лиц, никакой натуры при создании картин не было, и задачи изобразить конкретных людей не было. Идея создать эти работы к Куанышу Базаргали пришла в конце прошлого года и навеяна так и не наступившим концом света по календарю древних майя. То есть картины сделаны довольно быстро.

Выставка называется «Когда все люди были казахскими». В пояснении концепции этой выставки описываются последствия катастрофы, после которого

Картина "Фархад Лежаев. Алаколь" художника Куаныша Базаргали.

в живых осталось не более десяти миллионов жителей Казахстана и Центральной Азии. Уцелевшие люди смешались и стали только одной национальности – «казахские».

На фоне этих политических и идеологических преобразований люди постепенно вновь потянулись к искусству. Было принято решение: найти и восстановить утерянные шедевры мировой живописи, но не в оригинальном виде, а в с соответствии с «государственной идеологической политикой». Так появилась серия картин мировой живописи. Автором этого фантастического описания далекого будущего с легко узнаваемыми тенденциями дня сегодняшнего является сам художник Куаныш Базаргали.

ФРАНЦУЗСКИЙ ХУДОЖНИК НЕ ОБИДЕЛСЯ

На открытие выставки Базаргали пришло много людей из художественной и околохудожественной среды. И их реакция на увиденное была, если судить по внешним признакам, бурной – довольные лица, оживленное обсуждение.

Искусствовед Валерия Ибраева назвала эксперимент Куаныша экспроприацией европейского искусства, ей оказался очень интересным.

– Он присвоил историю европейского искусства Казахстану. В данном случае речь можно вести о вхождение в русло европейского искусства, - сказала она репортеру Азаттыка.

Художница Сауле Сулейменова о выставке сказала: «Я просто счастлива, что

Картина "Аким города А" художника Куаныша Базаргали.

это произошло».

Николя Журну – художник из Франции, уже шесть лет живущий в Казахстане – не проявил ни тени обиды на «экспроприацию» европейского искусства казахстанским художником. Выставка ему понравилась. А больше всего – метаморфоза портрета его соотечественника Людовика XIV. Базаргали обозначил нового героя с азиатскими чертами лица на ней как хозяина Меги. В оригинале король держит в руке свиток с каким-то планом. Казахстанский художник доработал и этот элемент картины, добавив надпись «План Мега-Центра».

Мнение чиновников, политиков о выставке Куаныша Базаргали не особенно волнует. Они, оказывается, тоже были на открытии. Пришли чиновники городского акимата, от которого до клуба «Пространство L.E.S.» минут пятнадцать ходьбы.

Выставка продлится месяц, выставленные картины не продаются. У художника Базаргали запланированы еще две выставки этих работ. Количество картин из серии «Когда все люди были казахские» летом художник собирается пополнить.

Радио Азаттык