В Украине ищут стратегию для возвращения Крыма

Жители Крыма смотрят телетрансляцию выступления президента России Владимира Путина. Севастополь, 17 апреля 2014 года.

Несмотря на то, что в центре внимания находятся ожесточенные бои и горячие дискуссии в Восточной Украине, спор между Киевом и Москвой по поводу Крымского полуострова продолжается и сейчас является, как никогда, трудноразрешимым.

Россия аннексировала полуостров в марте, что не было признано ни в Украине, ни в большинстве стран мира.

КАТЕГОРИЧНЫЕ ЗАЯВЛЕНИЯ

В выступлении на украинском телевидении 1 августа президент Петр Порошенко сказал, что страна не откажется от Крыма.

— Украина будет использовать все находящиеся в нашем распоряжении методы для защиты своих национальных интересов, — сказал Петр Порошенко, объявив о том, что поручил министерству юстиции прибегнуть к юридическим процедурам.

Торжества в Севастополе по случаю Дня военно-морского флота России. 27 июля 2014 года.

Заместитель руководителя администрации президента Валерий Чалый повторил это утверждение в тот же день, сказав, что нет никаких шансов на то, что Киев когда-либо признает оккупацию Крыма.

— Крым был, есть и всегда будет частью Украины, — сказал Валерий Чалый.

Эти жесткие заявления из Киева последовали вслед за столь же категоричным высказыванием министра иностранных дел России Сергея Лаврова.

— Крым — это часть России. Нет никаких разговоров ни с кем о Крыме. Нет разговоров, и не может быть никаких разговоров, — сказал Сергей Лавров.

ЮРИДИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ

По словам специального посла Украины Андрея Веселовского, юридические механизмы для возвращения Крыма Украине существуют. В интервью Украинской редакции РСЕ/РС он привел в качестве прецедентов возвращение Рейнланда Германии спустя примерно 20 лет после Первой мировой войны и возвращение Гонконга Китаю в 1997 году после более чем ста лет британского господства.

— Есть много примеров. Но во всех из них есть одно важное условие — обе стороны дали согласие на рассмотрение ситуации в арбитраже. В настоящем деле я не знаю никого, кто мог бы себе представить, что Россия согласится участвовать в таком процессе. И это является проблемой, а не недостаток механизмов, — говорит Андрей Веселовский.

Пляж в поселке Коктебель в Крыму. 25 июля 2014 года.

Крымский политический обозреватель Александр Стариш считает, что Киев должен незамедлительно обратиться в Международный арбитражный суд в Стокгольме.

— Нам нужно создать дорожную карту для реаннексии Крыма на основе международных соглашений и законов, существовавших на момент аннексии. Нам следовало бы уже начать подачу дела в Стокгольмский суд в связи с «национализацией» украинской собственности оккупантами, — говорит Александр Стариш.

ПРИОРИТЕТ НА ВОСТОКЕ

Однако в связи с ситуацией на востоке и политической неопределенностью в столице власти Украины медлят с выработкой стратегии по возвращению полуострова.

— В настоящее время структура правительства и подбор кадров не соответствуют объему работы, который сейчас нужно провести. Я не говорю, что никого нет на месте и никто не работает. Но Крым оккупирован. Идет антитеррористическая операция. Огромные проблемы в экономике. Исполнительная власть должна настроиться на решение проблем, с которыми мы сейчас сталкиваемся, — говорит депутат Андрей Сенченко.

Директор Института ближневосточных исследований в Киеве Игорь Семиволос сказал РСЕ/РС, что кампания против пророссийских сепаратистов и наемников в Восточной Украине не позволяет правительству и его аналитическим структурам сосредоточиться на сложном крымском вопросе.

Украинские военные на блокпосту в районе села Никишино Донецкой области. 1 августа 2014 года.

— Нужно понимать, что такая сложная проблема, как возвращение Крыма, потребует целого комплекса действий в различных отраслях. Честно сказать, я не верю, что Крым можно вернуть через суды или юридическими средствами. Но это не значит, что нам не следует пытаться. Это должно быть сделано, мы должны иметь все аргументы и все судебные решения. Мы должны пройти через каждую процедуру, чтобы в конце концов вернуть Крым назад. Но я думаю, что потребуется комбинированный подход — будет элемент силы, политический элемент и юридический, — говорит Игорь Семиволос.

ГЕОЭКОНОМИЧЕСКИЙ ОСТРОВ

Редактор веб-сайта Black Sea News Андрей Клименко говорит, что провал сепаратистского движения в Восточной Украине может стать ключом к возвращению Крыма Украине.

— Когда [президент России Владимир] Путин не смог осуществить свой план по созданию наземного моста из Донбасса к Азовскому морю, это стало для них катастрофой. Это фундаментальная, научная основа для возвращения Крыма и относительно быстрого возвращения. Крым отрезан от основной земли, это геоэкономический остров, и это является основной причиной проблем с обеспечением нужд региона посредством существующих линий коммуникаций, — говорит Андрей Клименко.

Сайт Black Sea News отслеживает международные авиарейсы и корабли, которые направляются в Крым в нарушение международного права – чтобы рекомендовать наложить санкции на связанные с этими рейсами компании.

Российский политический консультант Станислав Белковский говорит, что Украине нужно фокусироваться на долгосрочный период.

Российский политический консультант Станислав Белковский.

— Конечно, Владимир Путин никогда не отдаст Крым назад. Пока он остается у власти, нет смысла даже думать об этом. Но даже если Владимир Путин уйдет из власти, русский народ вряд ли согласится с потерей территории. Скорее всего, нам нужно думать о наделении Крыма статусом независимой страны, а не о возвращении в качестве части Украины, — говорит Станислав Белковский.

Однако чтобы любая стратегия имела шанс на успех, Киеву следует создать условия в Украине, которые бы побудили большинство жителей Крыма захотеть вернуться в состав Украины, если придет подходящий момент, считает Станислав Белковский.

В подготовке материала участвовали Наталья Коваленко, Алексей Арунян и Анна Клевцова.