Одно из крупнейших за последние годы похищений произведений искусства закончилось тем, что мать совершила то, что она должна была, по её разумению, сделать для спасения сына.
Жительница Румынии Ольга Догару говорит, что она сожгла картины после того, как следователи стали подозревать ее сына Раду Догару — одного из трех румынских граждан, обвиненных в краже шедевров в октябре прошлого года из музея Кунстхал в Роттердаме.
Из залов были похищены семь картин: «Голова Арлекина» Пабло Пикассо (1971 год), «Мост Ватерлоо, Лондон» (1901 год) и «Мост Чаринг-Кросс, Лондон» (1919 год) Клода Моне, «Читающая девочка в белом и желтом» Анри Матисса, «Девушка перед открытым окном» Поля Гогена (1898 год), «Автопортрет» Мейера де Хаана (около 1890 года) и «Женщина с закрытыми глазами» Люсьена Фрейда (2002 год).
В Нидерландах это стало самым большим ограблением десятилетия, связанным с картинами. Оценочная стоимость похищенных произведений — от 100 миллионов евро до 200 миллионов евро (130—260 миллионов долларов).
Ольга Догару рассказала следователям, что после ареста в январе ее сына она первоначально спрятала картины в заброшенном доме, а затем на кладбище в деревне Караклиу в дельте Дуная.
Позже, в феврале, она их выкопала и сожгла, пытаясь таким образом уничтожить улики, которые могли бы позволить инкриминировать ограбление ее сыну — предполагаемому зачинщику преступления.
«ГИГАНТСКИЕ ПОТЕРИ»
Директор Национального музея истории Румынии Эрнест Оберландер-Тарновеану говорит, что с марта судебные эксперты анализируют пепел и, как ожидается, в начале следующей недели представят свои выводы в прокуратуру.
Исследователи, по словам Эрнеста Оберландера-Тарновеану, установили, что фрагменты пепла состоят из материалов, которые использовались художниками десятилетия назад.
— Некоторые из этих пигментов очень токсичны, и такие краски больше не используются. Мы также обнаружили гвозди, которыми раньше крепили холст на раме, гвозди, которые более не производятся. Они были сделаны вручную мастерами из меди — материала, который больше не используется, — говорит Эрнест Оберландер-Тарновеану.
Директор музея также говорит, что, судя по пеплу, он образовался от сгорания разных картин.
— Достаточно ясно, что было сожжено несколько типов картин, Есть фрагменты холстов, есть остатки разных цветов: красного, зеленого, желтого, синего, — говорит он.
Воры, которые заправляли занимавшейся проституцией и магазинными кражами преступной организацией в Нидерландах, воспользовались недостаточным уровнем безопасности и 16 октября прошлого года проникли в галерею. Они использовали дешевые пластиковые пакеты, чтобы перенести картины в автомобиль, и, как сообщается, почти были остановлены дорожно-полицейским патрулем.
Раду Догару и двое других подозреваемых остаются под стражей, пока следователи ищут картины и собирают доказательства.
Подозреваемые, которые не считаются специализировавшимися на краже картин, видимо, не осознавали ценности своей добычи.
Похищенные картины были из частной коллекции авангардного искусства Triton Foundation. Это была самая крупная кража произведений искусства в Нидерландах с тех пор, как из амстердамского музея Ван Гога в 1991 году пропали 20 работ.
Эрнест Оберландер-Тарновеану сказал, что, если будет установлен факт уничтожения картин, это будет приравнено к «чудовищному преступлению и гигантским потерям».
В подготовке статьи участвовали Еуген Томиуч и Алиса Вальсамаки.
Радио Азаттык