Когда весной 2011 года в Сирии начались протесты национального масштаба против режима президента Башара аль-Асада, никто не мог подумать, что это выльется в долгую войну.
В настоящее время Сирия стала полем боя одновременно для нескольких войн и конфликтов интересов.
МЕЖДУНАРОДНАЯ КОАЛИЦИЯ ПРОТИВ ДЖИХАДИСТОВ
После того, как президент США Барак Обама заявил 10 сентября, что Вашингтон собирает международную коалицию для отпора боевикам «Исламского государства» в Сирии и Ираке, оба этих государства скоро станут полем крупной битвы между джихадистами со всего мира и поддерживаемыми Западом силами.
Как сообщило агентство Reuters 11 сентября, роль США ограничится нанесением воздушных ударов против боевиков «Исламского государства» в Ираке и Сирии, а Саудовская Аравия будет проводить на своей территории обучение умеренных сирийских мятежников. Многие региональные партнеры США уже поддерживают различные группы мятежников в Сирии.
САУДОВСКАЯ МОНАРХИЯ ПРОТИВ САУДОВСКИХ ДЖИХАДИСТОВ
После того, как Саудовская Аравия согласилась разместить лагеря для обучения групп мятежников, в Сирии могут столкнуться две силы, поддерживаемые из Саудовской Аравии.
Газета New York Times сообщает, что в Сирии уже действуют группы
мятежников, поддерживаемые из Саудовской Аравии, «включая многих придерживающихся жесткой линии исламистов, которые часто сражаются с боевиками, лояльными «Аль-Каиде». Эти группы финансируются частными саудовскими благотворительными фондами. Кроме того, несмотря на официальный запрет, по сообщениям, как минимум тысяча граждан Саудовской Аравии сражается в Сирии.
Если группы мятежников, обученные в Саудовской Аравии, столкнутся на поле битвы с саудовскими джихадистами, это может в конечном счете стать угрозой для стабильности Эр-Рияда.
ИРАН ПРОТИВ СТРАН ПЕРСИДСКОГО ЗАЛИВА
В Сирии уже идет косвенная война между Ираном и странами Персидского залива, отражающая основной раздел между направлениями ислама.
«Шиитский Иран уже потратил миллиарды долларов для поддержки Асада в том, что стало косвенной религиозной войной с суннитскими арабскими странами», - писало в феврале Reuters. Агентство цитирует европейских и американских сотрудников служб безопасности, которые
говорят, что в Сирии действуют сотни иранцев, предоставляя разведданные, обучение и, в некоторых случаях, командование правительственными войсками.
Иран поддерживает режим Асада частично из-за того, что он представляет сирийскую общину алавитов, являющихся приверженцами ответвления шиизма. Близкий союзник Ирана – ливанские шиитские ополченцы «Хезболла» – непосредственно участвуют в сражениях, поддерживая силы Асада.
Арабские страны Персидского залива поддерживают группы суннитских мятежников, поскольку считают гражданскую войну в Сирии борьбой суннитского большинства против режима шиитского меньшинства.
Саудовская Аравия и Бахрейн придают этому особенно большое значение, поскольку считают Иран опасным потенциальным союзником для неспокойного шиитского меньшинства в собственных странах.
«Совместное беспокойство» по поводу Ирана привело к тому, что Израиль и арабские страны Персидского залива «все чаще находят общий язык» в одной из «самых странных пар региона», пишет Fox News.
Ещё на эту тему: Рассказ отца исламиста из Казахстана о поездке к своему сыну в Ирак
СВЕТСКИЕ МЯТЕЖНИКИ ПРОТИВ МЯТЕЖНИКОВ- ИСЛАМИСТОВ
Восстание против режима аль-Асада ослабляют неумолкающие распри среди самих мятежных групп, в результате которых только в этом году погибли тысячи бойцов, пишет журнал Newsweek.
В 2013 году группы радикальных исламистов быстро начали брать верх в столкновениях с близкой Западу группировкой Free Syrian Army, что привело к тому, что официальные лица на Западе стали беспокоиться, что радикальные исламисты станут превалирующей мятежной силой.
Планируемый удар против боевиков «Исламского государства» может помочь уменьшить эту опасность.
СИРИЙСКИЙ РЕЖИМ ПРОТИВ ОППОЗИЦИИ
Самым большим конфликтом в Сирии продолжает оставаться изнурительная война между силами аль-Асада и сотнями мятежных групп, борющимися за его свержение. В этой войне, длящейся уже более трех с половиной лет, по данным ООН, погибло более чем 190 тысяч человек. В отчете ООН также говорится, что это число может быть значительно выше и не учитывать почти 52 тысячи убитых, поскольку отсутствуют данные об их именах, о дате или месте смерти, а также потому, что о многих смертях просто не сообщается, пишет Aljazeera.
В настоящее время, как кажется, выигрывает режим аль-Асада.
Как недавно написали в газете Los Angeles Times, «Асад выжил большей частью благодаря распрям в рядах мятежников, росту боевиков-исламистов, чужеродных сирийским традициям толерантного ислама, устойчивому потоку военной и финансовой помощи из Москвы и Тегерана, а также ожившей сирийской армии, усиленной местными ополченцами и боевиками «Хезболла» из Ливана».
Радио Азаттык