Сноуден задал вопрос Путину

Бывший контрактник американских спецслужб Эдвард Сноуден.


В ходе своего ежегодного марафона вопросов и ответов 17 апреля Владимир Путин ответил на ожидаемые вопросы пенсионера с Дальнего Востока, нового российского гражданина из Крыма и бывшего бойца украинского спецназа в Москве.

Потом поступило видео-сообщение от Эдварда Сноудена.

МЕЖДУ ПРОФЕССИОНАЛАМИ

«Здравствуйте!» — сказал бывший сотрудник американского агентства национальной безопасности (NSA). Объяснив, что по результатам нескольких государственных исследований в США программы массовой слежки признали «неэффективными», Эдвард Сноуден спросил Владимира Путина — бывшего работника КГБ, «перехватывает, хранит или анализирует ли Россия каким-либо способом частную информацию граждан».

Владимир Путин, ответивший, что ему было трудно понять американский акцент Эдварда Сноудена, но, как кажется, не выглядевший слишком удивленным, сказал, что, поскольку они оба — бывшие разведчики, он может ответить на вопрос «в профессиональных терминах».

— Наши усилия по разведке четко отрегулированы в законе. У нас нет денег на приборы такого рода, какие существуют в США. Наши спецслужбы жестко контролируются обществом и законом, — сказал Владимир Путин, добавив, что шпионские технологии используются в индивидуальном порядке в делах «преступников и террористов», угрожающих России.

Эдвард Сноуден, чье сообщение, по всей видимости, было записано заранее, не получил возможности далее развить тему.

МОНИТОРИНГ «ВСЕХ КОММУНИКАЦИЙ»

На самом деле, в России существует программа массовой слежки под названием «СОРМ». Эта система предоставляет российским службам безопасности прямой доступ к провайдерам интернет-услуг по всей стране. Сообщалось, что Россия использовала эту технологию для мониторинга «всех коммуникаций» во время сочинской Олимпиады.

За день до этого основатель самой крупной социальной сети в России «ВКонтакте» опубликовал документы, показывающие, что на него оказывали давление «в нарушение законодательства» для получения личной информации о пользователях, продвигающих проевропейские протесты в Украине.

ШУТКИ И КРИТИКА

Оппозиционер и журналист Роман Доброхотов, ранее опубликовавший открытое письмо Эдварду Сноудену, шутил, что американский беженец должен был задать вопрос о сборе информации основателю сети «ВКонтакте» Павлу Дурову. Однако, предоставив Путину возможность сравнить свою шпионскую программу с американской без необходимости прозрачно показать ее осуществление, Сноуден натолкнул на незамедлительные комментарии о том, что стал — вольно или невольно — инструментом пропаганды России. «Сноуден задает Путину раболепный вопрос, будучи официально инструментом пропаганды Кремля на программе звонков Путина. Guardian должен быть в шоке». «Очень разочарован, что Сноуден позволил себя использовать в качестве инструмента пропаганды Путина в прямом эфире». Как будто в качестве доказательства этого утверждения депутат Государственной думы от партии Путина «Единая Россия» написал в сети Twitter: «Эдуард Сноуден с нами». На официальном англоязычном сайте Кремля в сети Twitter также отметили ответ Путина: «Президент по вопросу Эдварда Сноудена по слежке: в России нет массовой слежки и не может быть по закону». Сторонники Сноудена, однако, говорят, что эта бурная реакция последовала со стороны тех, кто уже с неодобрением относился к его разоблачениям о слежке в США. «Кто бы мог в тот момент подумать, что Сноуден сделает то, что требовали защитники слежки, +Q'd Россию, им бы это тоже не понравилось». Гленн Гринвальд — журналист, работавший со Сноуденом по разоблачению теневой программы NSA, — энергично защищал бывшего сотрудника NSA в том, что тот поехал в Россию, где в прошлом году получил убежище. Гленн Гринвальд, назвавший этот переезд единственным привлекательным вариантом для человека, которому грозит серьезное обвинение в США, с сарказмом отреагировал на новую публикацию.

«Сноуден должен штурмовать Кремль, взять их документы слежки и потребовать отправки в США, именно так, как сделали бы его патриотические критики». В подготовке материала участвовали Гленн Кейтс и Анна Клевцова. Радио Азаттык