Публиковать или не публиковать? Этот вопрос начали задавать после появления видео о публичной казни в Иране.
Те, кто опубликовал возмутительное видео в социальных сетях, утверждают, что это проливает свет на жестокие методы, которые исламские власти используют для свершения правосудия. Противники, однако, уверены, что публикация видео способствует продвижению культуры насилия в Иране с помощью таких действий, как публичные казни.
ПОБОИ ПЕРЕД ПОВЕШЕНИЕМ
На видео, по всей видимости, снятом в конце февраля в городе Карадж, — десятки иранцев, собравшихся посмотреть на казнь. Как сообщалось, повешенный мужчина был приговорен к смертной казни за участие в групповом изнасиловании беременной женщины, в результате чего она потеряла ребенка. В эпоху цифровых технологий маленькая группа пришедших посмотреть на казнь расширилась до десятков тысяч зрителей.
На видео мужчина стоит на платформе со связанными руками. Его окружают палачи. Уже темно. Льющийся сверху свет освещает виселицу. Это выглядит почти как сцена в танцевальном шоу или театре.
Человек зовет свою мать.
— Приведите мою мать, я хочу ее увидеть, — кричит он. — Вы позволите мне увидеть мою мать?
— Мой ребенок, мой ребенок, — кричит женщина.
Человек отбивается от своих палачей, пинает скамью, на которой должен стоять. Пинает охранника, который пытается его усмирить.
— Не бейте его, убейте его, — говорит один из зрителей.
Несколько охранников спешат на подмостки. Продолжается борьба. В итоге мужчину ставят на скамью и на шею ему надевают петлю. Под крики «Аллах Акбар» его быстро вешают. Его тело качается в воздухе.
ЧТОБЫ ЛЮДИ УЗНАЛИ
Это страшное видео появилось в сети YouTube и в социальных сетях на прошлой неделе.
Человек по имени Мохаммед Реза Аббасиан сказал на сайте Balatarin, что
Мохаммед Реза Аббасиан говорит, что решил опубликовать видео на своей странице в Facebook’e, чтобы прекратить практику посещения иранцами публичных казней, которые, по мнению властей, помогают сократить преступность.
— Я хотел показать людям, что человек, приговоренный к смерти, подвергается побоям [перед повешением]. Посмотрите на условия, в которых он покинул этот мир. Болезненная природа этого явления побудила меня опубликовать это видео, чтобы люди узнали. Я надеялся, что оно дойдет до активистов-правозащитников и станет символом отказа людей от посещения казней, — говорит Мохаммед Реза Аббасиан.
РАВНОЗНАЧНО ПРИСУТСТВИЮ?
Некоторые высказываются против публикации такого рода видео. «В чем разница между теми, кто ходит на публичные казни, и теми, кто публикует видео казней в Интернете?» — спрашивает молодой человек из Тегерана на своей странице в Facebook’e.
С ним согласна Ройя Кашефи — руководитель комитета по правам человека расположенной в Париже Ассоциации иранских исследователей. Она считает, что те, кто публикует такого рода видео, невольно поддерживают позицию
Забирать чью-то жизнь любым способом — это акт насилия.
— Я думаю, что, когда нас приглашают смотреть такого рода видео, это равнозначно посещению самой казни. Я бы сама не стала этого делать, — говорит Ройя Кашефи.
Ройя Кашефи сомневается, что распространение таких видео поможет делу тех, кто борется против смертной казни и публичного приведения в исполнение в Иране. Она считает, что это оказывает десенсибилизирующее действие.
— Тот факт, что люди считают своим правом сидеть и смотреть, потому что они смотрят это на своем компьютере, дает им неприкосновенность. Они как будто бы в безопасности, на шаг дальше, что очень опасно, особенно если мы говорим о будущем и последствиях просмотра сцены насилия. Забирать чью-то жизнь любым способом — это акт насилия, — говорит Ройя Кашефи.
НАЧАТЬ НЕНАВИДЕТЬ КАЗНИ
Авторитетный иранский социолог, проживающий в США, Хоссейн Газиан, оказался в числе тех, кто опубликовал видео в Facebook’e, предупредив о его наглядном содержании. Он неуверен, что просмотр казней ведет к продвижению насилия и
— Я не думаю, что кто-то может принять смертную казнь через просмотр этого видео. Наоборот, я думаю, что, скорее всего, кто-то начнет ненавидеть казни, — говорит Хоссейн Газиан.
Он добавляет, что в его намерения при публикации видео входило желание повысить осведомленность о правах обвиняемых, которые, по мнению некоторых, заслуживают любого обращения, которое получают.
В прошлом месяце Комитет по правам человека ООН заявил о вспышке казней в Иране. По данным ООН, 500 человек признаны казненными в Иране в 2013 году, в том числе 57 — публично.
В подготовке материала участвовали Гольназ Эсфандиари и Анна Клевцова. Радио Азаттык