Иран намерен судиться с создателями оскароносного фильма

Актер и режиссер Бен Аффлек (в центре) после получения премии "Оскар" за лучшую режиссерскую работу (фильм "Арго"). Лос-Анджелес, 24 февраля 2013 года.


Фильм, снятый американским актером Беном Аффлеком, основан на событиях 1979—1981 годов в Иране, когда в заложники были захвачены 52 сотрудника американского посольства. Они были освобождены только спустя 444 дня. Фильм получил премию «Оскар».

Идея обращения в суд появилась на конференции чиновников от культуры и критиков кино в Тегеране под названием «Обман Голливуда». Несколько иранских изданий сообщили, что французский адвокат Изабель Кутан-Пейр находится в Иране для переговоров с правительством Ирана о том, где и как подать иск в суд, пишет американский журнал Foreign Policy. Изабель Кутан-Пейр также является адвокатом террориста из Венесуэлы Ильича Рамиреса Санчеса, известного под прозвищем Карлос Шакал.

ЮРИДИЧЕСКАЯ ОСНОВА

На этой неделе западная пресса обсуждала, имеет ли Иран право подать в суд на создателей фильма. Адвокат юридической ассоциации Вашингтона Кори Эндрюс говорит в интервью журналу Foreign Policy:

Кадр из фильма "Арго".


— Довольно трудно установить факт клеветы. Нужно установить не только недостоверность фактов, представленных в фильме (что уже трудно сделать с художественным фильмом), но также нужно доказать, что репутация истца была испорчена и нанесен материальный ущерб.

Фильм основан на событиях 1979 года, а не 2013 года, говорит Кори Эндрюс.

— Аятолла Хомейни мертв, и считается, что невозможно оклеветать покойного человека. Так что я не знаю, как иранский режим будет доказывать нанесение ущерба, — добавляет адвокат.

ПРИНЯТИЕ ИСКА МАЛОВЕРОЯТНО

Иранские чиновники могут прибегнуть к иску по делу о клевете в адрес определенной группы. Этот вид иска применяется в случаях расистских высказываний, и тогда иранцы должны будут доказать, что в результате показа фильма их репутации был нанесен ущерб.

Профессор международного и конституционного права в Гарварде Ноа Фелдман говорит журналу Foreign Policy:

— Иран может подать иск в любом месте, где был показан фильм. Всё же маловероятно, что иск будет принят в какой-либо стране.

Британская газета Guardian сравнила эту ситуацию с тем, как министр иностранных дел Казахстана собирался подать в суд на создателя фильма «Борат», что тоже казалось утопичным.

Актер Саша Барон Коэн на премьере фильма "Борат" в Кёльне. 11 октября 2006 года.


Другая британская газета, Huffington Post, пишет, что фильм не показывают в кинотеатрах Ирана, но многие иранцы посмотрели его на пиратских DVD, так же как и в Казахстане смотрели фильм «Борат».

В 2007 году недовольство иранцев вызвал американский фильм «300», в котором, по высказываниям иранских властей, была оскорблена их древняя культура. Картина 1991 года «Не без моей дочери», основанная на реальных событиях, - бегстве женщины с дочерью из Ирана - была объявлена Ираном неприемлемой, так как она изобразила иранцев как грязных, грубых и жестоких людей, помешанных на исламе, пишет газета Huffington Post.

Киноиндустрия Ирана в этом году бойкотировала церемонию вручения премии «Оскар».