В мае этого года президенты Казахстана, Беларуси и России намерены в последний раз согласовать и подписать договор о создании Евразийского экономического союза — следующего этапа интеграции после действующего сейчас их Таможенного союза (ТС). 800-страничный проект договора стал доступен в Интернете. Например, на сайте министерства экономического развития России есть версия, в которой указаны пометки стран — участниц ТС.
Указаны и пометки, в которых отражается несогласие по тем или иным вопросам со стороны Казахстана.
«ЕДИНАЯ» ИЛИ «СКООРДИНИРОВАННАЯ» ПОЛИТИКА?
В проекте договора о создании Евразийского экономического союза в числе первых вопросов обрисованы контуры внешнеторговой политики союза, то есть те правила, по которым Казахстан, Беларусь и Россия должны вести торговлю с остальным миром. Судя по правкам в проекте договора, Астана согласна на единую внешнеторговую политику — но только в отношении товаров, в отношении рынка услуг она предлагает ограничиться «координационными мерами».
Также Казахстан предпочитает вести не единую, а «согласованную политику» в сфере применения санитарных и карантинных мер.
– Россия все время ведет продуктовые войны – то с Грузией, то с Молдовой, теперь с Украиной. По идее, Казахстану это не нужно, зачем нам с соседями ругаться? На мой взгляд, для экономики это вредно. Но, конечно, логика единого экономического пространства требует этого. Поэтому переговорщикам здесь будет очень сложно, – говорит Марат Каирленов.
В пример он приводит историю с украинскими конфетами «Рошен», которые в 2013 году были запрещены к импорту в Россию. Роспотребнадзор говорил о нахождении будто бы в их составе опасного для здоровья бензпирена и просил Казахстан также ввести запрет на ввоз сладостей. Однако казахстанские санитарно-эпидемиологические станции эту версию не подтвердили.
ВОЗВРАТ К ПЛАНОВОЙ ЭКОНОМИКЕ?
Как следует из проекта договора, Казахстан берет на себя обязательство проводить согласованную с Беларусью и Россией макроэкономическую политику.
Но из договора Евразийского экономического союза предлагается исключить «формирование единых принципов функционирования экономики государств-членов». Астана, судя по ее правкам в документе, не поддерживает ни
К примеру, как раньше в Советском Союзе было, скажут «Вот есть же завод, сюда и поставляйте сырье, зачем новый завод строить».
Экономист Марат Каирленов считает, что планирование экономики трех стран из одного центра, если такое будет принято, может негативно сказаться на развитии Казахстана:
– К примеру, как раньше в Советском Союзе было, скажут «Вот есть же завод, сюда и поставляйте сырье, зачем новый завод строить». То есть вопрос в том, чтобы Россия не диктовала, какие заводы нам строить, а какие нет. К тому же у нас много своих программ и стратегий, Карим Масимов в бытность премьер-министром обращал на это внимание. По его словам, у нас 140 правительственных программ действует.
КОНТУРЫ ОБЩЕГО РЫНКА ТРАНСПОРТА
Как следует из проекта договора, Казахстан выступает за создание единого транспортного пространства и развитие евразийских транспортных коридоров. Но не поддерживает создание общего рынка транспортных услуг. Казахстанская сторона просила исключить этот пункт из числа приоритетов Евразийского союза. Однако Россия и Беларусь настаивают на сохранении этого пункта договора, предлагая лишь доработать отдельные определения, то есть видоизменить содержание термина «общий рынок транспортных услуг».
Маркетолог одной из алматинских финансовых компаний Арман Бейсембаев считает, что объединение всех сегментов транспортных услуг в рамках создаваемого Евразийского экономического союза случится и произойдет углубление интеграции по другим направлениям.
– Опасения казахстанской стороны понятны. Общий рынок предполагает и общие единые условия, правила и тарифы. В этом смысле российские цены могут оказаться завышенными, либо заниженными казахстанские – а это прямые убытки. Например, по транспорту товаропоток и пассажиропоток из других стран на порядок больше нашего, его качество выше. Работать в этом направлении, несомненно, нужно, а не соглашаться на заведомо колониальные условия, – говорит Арман Бейсембаев.
Евразийский экономический союз является следующей ступенью реализации Таможенного союза, который действует между Казахстаном, Беларусью и Россией с 2010 года. В случае подписания в мае президентами трех стран обсуждаемого проекта договора, Евразийский экономический союз начнет действовать с 1 января 2015 года. В рамках Евразийского экономического союза предлагается привести к единому знаменателю торговую, валютную, макроэкономическую политику, интегрировать рынки товаров и услуг, государственных закупок, транспорта и энергетики и многие другие отрасли взаимодействия.
Радио Азаттык