Под контролем этой экстремистской суннитской группировки сейчас находятся большие участки территории в Сирии и Ираке, она имеет тысячи бойцов, в том числе из Западной Европы.
В коалицию против ИГ под руководством США вступило более 60 стран, включая несколько арабских государств. В то же время после нескольких месяцев авиаударов боевики ИГ все также угрожают захватить еще более территорий и продолжают вербовать иностранных бойцов и убивать заложников из западных стран, Сирии и Ирака.
Эксперты и аналитики дают оценку тому, что можно ожидать от ИГ в приближающемся 2015 году.
1. ЗАХВАТ БОЛЬШЕЙ ТЕРРИТОРИИ В ИРАКЕ
ИГ необходимы «постоянные победы, захват и удержание территории для сохранения своей базы», поэтому группа продолжит искать «возможные цели» для захвата в Ираке и Сирии, считает американский аналитик Джоэль Винг – автор блога Musings on Iraq. Эти цели включают ключевые города в крупнейшей провинции Ирака – Анбаре, где местное руководство уже неоднократно предупреждало, что они не смогут удержаться, если иракские силы безопасности не получат большей военной поддержки иракского правительства.
Один из авторов посвященного войне с терроризмом сайта Long War Journal Калеб Вайс говорит, что столица провинции Анбар и "Эмирата Фаллуджа" будут и далее являться мишенями ИГ, продолжающего завоевывать территорию в осажденной провинции.
- ИГ уже контролирует около 60 процентов Рамади и если иракские силы безопасности и наши суннитские союзники не получат эффективной поддержки, думаю, что вся столица Анбара падет, - говорит Калеб Вайс.
Калеб Вайс считает, что можно будет также наблюдать больше активности ИГ в Анбаре вдоль границы Ирака с Иорданией.
В восточной иракской провинции Дияла ИГ, скорее всего, окажется под давлением. Как сообщалось, при поддержке командира иранской Quds Force Кассема Сулеймани, шиитские ополченцы и курдский Peshmerga уже отвоевали у ИГ несколько городов, включая Саадиа и Джалавла. И хотя ИГ, скорее всего, пойдет в наступление в Дияле, чтобы отвоевать потерянную территорию (и потерянный престиж), группа может столкнуться с большими потерями, в то время как иракские силы продолжат бросать ей вызов.
2. БОЛЬШЕ АВИАУДАРОВ КОАЛИЦИИ
Военное руководство коалиции говорит о признаках того, что воздушные удары под руководством США вынудили ИГ перейти от стратегии наступления к обороне в Ираке и частях Сирии, в особенности, в северном сирийском городе Кобани.
Ожидается, что эти удары продолжатся и могут даже усилиться. В выступлении перед лидерами коалиции 3 декабря государственный секретарь США Джон Керри заверил, что кампания против ИГ продолжится «столько, сколько нужно». Президент Франции Франсуа Олланд сказал, что Франция готова нанести воздушные удары против ИГ.
Аналитики предупреждают, что Западу нужно будет сделать гораздо больше в 2015 году, если коалиция хочет нанести ощутимый урон ИГ.
Запад не выделяет достаточных ресурсов, чтобы действительно изменить ситуацию, считает Джоэль Винг. «Сейчас коалиция – это скорее досаждающий элемент, чем действительно способный изменить ситуацию игрок в Сирии и Ираке», - говорит Джоэль Винг, отмечая, что ИГ смогло осуществить крупные нападения на иракские города, несмотря на авиаудары.
Маловероятно, что США захотят предоставить наземные войска для борьбы с ИГ. Один высокопоставленный представитель администрации отметил: «Президент Обама был весьма ясным и не предвидит сценария, в котором будут участвовать наземные войска США».
3. БОЛЬШЕ ПОДДЕРЖКИ США СУННИТСКИМ ПЛЕМЕНАМ
Наряду с продолжением авиаударов можно также ожидать усиление поддержки США иракским суннитским племенам, находящимся на передовой линии фронта против ИГ. В недавнем подготовленном для Конгресса документе Пентагона подчеркивается важность поддержки сил суннитских племен против ИГ и говорится, что США планирует потратить 24,1 миллион долларов на их вооружение, включая автоматы, ручные противотанковые гранатометы и минометы.
Однако поддержка США племенных союзников должна происходить в гораздо большем масштабе, говорит Калеб Вайс, убежденный в том, что обеспечение достаточного вооружения суннитских племен станет ключевым в приостановлении продвижения ИГ в предстоящие месяцы.
4. ПРОДОЛЖЕНИЕ ВЕРБОВКИ И БОРЬБЫ С НЕЙ
Как говорится в недавних сообщениях, ИГ ослабило или даже отказалось от мер безопасности для иностранных бойцов. Группа также расширяет свою сеть тренировочных лагерей в Сирии и продолжает вербовать людей, в том числе женщин, из Западной Европы, Центральной Азии и Юго-Восточной Азии.
Эта тенденция, скорее всего, продолжится, в особенности, если группа сможет продолжать привлекать новобранцев, восхваляя свои достижения в Ираке и Сирии.
Для противодействия вербовки можно ожидать повышения усилий правительств по наказанию своих граждан, отправляющихся в Ирак и Сирию, и по борьбе с местной радикализацией путем подавления пропаганды ИГ. В России уже были приняты меры по блокированию поддерживающих ИГ страниц в социальных сетях, в Казахстане запретили и заблокировали пропагандистское видео ИГ. Можно также ожидать, что власти в некоторых странах, в особенности, в Центральной Азии, продолжат использовать угрозу ИГ для оправдания усиления контроля над свободой вероисповедания.
5. РАСШИРЕНИЕ ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЛАГЕРЕЙ ИГ
ИГ продолжит расширять архипелаг своих тренировочных лагерей в Сирии и Ираке для повышения своих усилий по обучению притока новобранцев и действующих бойцов в этих странах.
Коалиция под руководством США, скорее всего, предпримет шаги для замедления этих усилий.
Калеб Вайс, который вместе со своим коллегой Биллом Родджио, обозначил на карте 25 тренировочных лагерей в Сирии и Ираке, говорит, что авиаудары по этим лагерям «могут помочь прекращению вербовки [ИГ] и, возможно, его эффективности».
6. БОЛЬШЕ ПОДДЕРЖКИ МЕСТНЫХ ДЖИХАДИСТОВ
Если ИГ сможет продолжать захваты в Сирии и Ираке и свою продуманную пропаганду. Его влияние, скорее всего, расширится за счет того, что больше местных группировок поклянутся в верности ИГ и его лидеру Абу Бакру аль-Багдади.
Группировки в таких местах как Синай, Алжир и Саудовская Аравия уже дали обет верности Абу Бакру аль-Багдади, а эксперты в Ливии предупреждают, что восточный город Дерма становится оплотом ИГ.
Британский эксперт по джихадистским группировкам в израильском Interdisciplinary Center Айменн Дж. Аль-Тамими говорит, что обет верности лидеру ИГ Абу Бакру аль-Багдади располагающейся в Синае «Ан-сар Байт аль-Макдис» «консолидирует терденцию движения к равнению с ИГ в Газе-Синае, и можно будет увидеть, что за ней последует другая джихадистская группировка Газы-Синая - Mujahedin Shura Council in the Environs of Jerusalem (MSC)».
Больше отколовшихся групп с Северного Кавказа России могут также примкнуть к ИГ, в то время как усиливающееся влияние группировки продолжает дестабилизировать и фрагментировать мятежников в этом регионе.
Йоанна Паражчук, Анна Клевцова