В США Иран более известен своими ядерными амбициями, нежели фисинджаном - традиционным персидским блюдом из курицы, гранатов, и грецких орехов.
Такое положение дел хотел бы изменить Джон Рубин – соучредитель питтсбургского ресторана с едой на вынос Conflict Kitchen («Конфликтная Кухня»). Здесь подают блюда только тех стран, с которыми Соединенные Штаты находятся в конфликте.
Ресторан открыт в 2010 году. Перечень «конфликтных кухонь» Рубина и соучредителя ресторана Дауна Велески также включает Афганистан, Венесуэлу и Кубу.
Рубин является профессором престижного университета Carnegie Mellon. Он говорит, что основой для идеи «Конфликтной кухни» послужили два стремления: оживить «тусклое меню» Питсбурга и предоставить возможность американцам по-новому размышлять о странах, о которых им говорили, что их надо опасаться либо не доверять.
«Через призму культуры и пищи - всегда самый привлекательный способ узнать о месте», - говорит Рубин.
ПЕРЕКРЁСТОК ГЕОПОЛИТИКИ
«Конфликтная кухня» – это гораздо больше, чем ресторан с едой на вынос. Два его основателя говорят о нем, как о проекте, назначение которого объединять людей, чтобы поесть, обсудить и прочувствовать культуру страны, которая почти всегда негативно изображается политиками и прессой.
Персонал ресторана обучен вовлекать клиентов в разговор о культуре страны,
Велески и Рубин держат связь с местными иммигрантами из каждой страны, находящейся в их фокусе, и проводят мероприятия, дискуссии, выступления, которые проливают свет на повседневную жизнь и культуру в каждой стране. Это своего рода общественный геополитический центр.
Не так давно сотрудники и клиенты ресторана провели званый обед по скайпу с Тегераном. Группе людей в Питтсбурге и Тегеране подали одинаковые блюда, посадили их за длинными столами, так чтобы они выглядели на большом экране проектора почти объединенными.
Велески говорит, что беседа за обедом текла так же естественно, как если бы все находились в одной комнате. Званые обеды по скайпу проведены с документалистами в афганской столице Кабуле и радио-активистами в Каракасе, столице Венесуэлы.
НА ПОДХОДЕ – СЕВЕРНАЯ КОРЕЯ
Каждые шесть месяцев блюда в меню «Конфликтной кухни» чередуются вместе с декором окна для заказа блюд на вынос. Даже упаковка блюд меняется - коробки и обертки выпускаются с фактами о каждой стране и цитатами людей живущих там, и тех, кто иммигрировал в Соединенные Штаты.
Иран в настоящее время - гвоздь программы, поэтому в дополнение к фисинджану ресторан подает сэндвичи из молотого мяса и лука, известный как кебаб кубидех, и салат из свежей зелени.
Для меню по Кубе предлагаются такие блюда, как лехо асадо (жареная свинина), наряду с жареной юккой, черными бобами и рисом, основными продуктами кубинской
Венесуэльская кухня предлагает аррапас с различными мясными или сырными начинками, а афганская - болани, печенье с различными начинками, такими как красная чечевица, шпинат и тыква.
Стряпней занимается местный шеф-повар Роберт Сойер. Он оставил работу в одном из лучших ресторанов Питтсбурга, чтобы готовить в «Конфликтной кухне» потому, что хотел узнать о новых кухнях. Рецепты он берет из книг, в Интернете, и часто от клиентов, которые делятся любимыми рецептами своих матерей. Рубин и Велески говорят, что подумывают о добавлении в меню блюд из Северной Кореи, чьи недавние ядерные угрозы разгневали Вашингтон.
Но в эти планы не входит Сирия, которая, по мнению президента США Барака Обамы, перешла «красную линию», используя химическое оружие против своего народа. «Я хотел бы сосредоточиться на Сирии, но нам надо переместиться с Ближнего Востока. Мы должны проводить обсуждения со всем светом», - говорит Рубин.
Перевод статьи осуществлен Казахской редакцией Радио «Свободная Европа»/Радио «Свобода». Автор перевода — Алиса Вальсамаки.